Гагарин в СССР
Среди требований к космонавту есть одно очень сложное и важное — необходимость учиться постоянно, даже во время работы. Для современного человека это нехарактерно, чаще всего мы оставляем учебу за спиной в молодости. Но если ты космонавт, нужно продолжать слушать лекции и сдавать экзамены в течение многих лет, не прекращая учебы ни после полета в космос, ни после того, когда космонавт становится профессионалом

Уровень подготовки космонавтов
тогда и сейчас ↓

Интересно, что подобная практика сложилась с самого начала. Еще участники первого отряда космонавтов, вчерашние военные летчики, вместе с первым космонавтом Юрием Гагариным оказались на институтской скамье и начали новое для себя сложное и важное обучение. Спустя несколько лет, в феврале 1968 г., полковник Юрий Алексеевич Гагарин защитил дипломную работу.
Таким образом он добавил к множеству своих регалий еще и образование инженера. О том, что первые летчики-космонавты учатся в академии, знали многие. Из этого не делалось тайны. А вот сама тема, над которой они работали, оставалась засекреченной десятилетиями, так как основой их работы был корабль военного назначения.
Обучение космонавтов стартовало 1 сентября 1961 г. Юрий Гагарин параллельно с поездками в разные страны начал учиться в Военно-воздушной инженерной академии имени проф. Н. Е. Жуковского. Для этого был специально подготовлен журналистский очерк том, что космонавты приступили к обучению. В материале «Готовы к новым космическим полетам» (1962) Юрий Гагарин напрямую сообщает о начале обучения:
«Товарищ первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить Вам, что задание Центрального комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено. Первый в истории человечества полет на советском космическом корабле „Восток” 12 апреля успешно совершен. Все приборы и оборудование корабля работали четко и безупречно. Чувствую себя отлично. Готов выполнить любое задание нашей партии и правительства, майор Гагарин».
Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР
Кстати, академия имени Н. Е. Жуковского была выбрана не случайно, об этом просил главный конструктор ракетно-космической техники Сергей Павлович Королёв. Он же участвовал и в создании учебного плана. Известна такая цитата из обсуждения будущей учебы:
«Покажите им, как тяжело быть в нашей „шкуре”. Это очень важно. „Шкуру” космонавта они почувствовали, а „шкуру” главного конструктора нет. А им надо хорошо понимать трудности конструктора. Проблема-то одна, ее не разорвешь на части…».
Естественно, что учеба космонавтов стала очень интересной темой. Об этом хотели бы узнать многие, однако информации практически не было. Да, были достаточно формальные фото, на которых Юрий Гагарин и Герман Титов сидят в учебной аудитории, разглядывают какие-то чертежи и диаграммы, работают с какими-то приборами. Существовало даже мнение, что космонавты учатся для галочки, просто чтобы летчики смогли получить «корочки». На самом же деле велась очень серьезная работа.
Космонавты за партами

Полеты
на самолетах →

Обучение продолжалось долгих шесть лет. Космонавтам приходилось как-то совмещать сложную учебу с со своей основной работой, физическими занятиями, подготовкой к будущим космическим полетам. Космонавты из первого отряда были набраны из военных летчиков-истребителей. Техническое университетское образование было для них в новинку, у большинства было только среднее.
Поэтому даже Гагарин сразу нахватал двоек. Чтобы упростить себе жизнь, первый космонавт по поручению друзей-сослуживцев обратился к Главкому ВВС с просьбой перевести всех в Военно-воздушную академию, располагавшуюся в Монино. Не тут-то было. Маршал Константин Андреевич Вершинин выслушал Гагарина и ответил✦:
«В ближайшее время у меня не будет флотилий космических кораблей, которыми вы смогли бы командовать, поэтому учитесь там!»
Юрий Гагарин. Один полет и вся жизнь. Полная биография первого космонавта планеты Земля — Антон Первушин
ISBN: 978−5-517−2 727−6 2020г.
Юрий Гагарин и дипломный проект
Спустя время, у космонавтов с учебой стало гораздо лучше. Сказывался характер участников первого отряда. Это были люди с очень высокой самодисциплиной и желанием работать. Начиная со второго года обучения, большинство оценок было «хорошо» и «отлично». Причем все оценки ставились по делу. Кстати, Гагарин стал отличником раньше остальных; преподаватели вспоминают, что он всегда был настойчив в учебе и умел схватывать новое на лету. Вот что вспоминал профессор Белоцерковский, занимавшийся обучением космонавтов:
«Впервые как преподаватель я встретился с космонавтами в начале 1964 г. — мы начали изучать курс аэродинамики летательных аппаратов. Помню, как начальник учебного отдела академии А. И. Бутенко привез меня в Звездный городок — тогда он мало кому был известен — и представил группе слушателей-космонавтов во главе с Гагариным. Мне почему-то сразу бросилась в глаза одна особенность, так сказать, аудиторной дислокации слушателей, которая сохранялась на всех занятиях. За первым столом сидел Гагарин, а за последним — Титов. Как-то позже я поинтересовался у Германа Степановича, почему он всегда занимает последний стол, хотя впереди есть свободные места.
Занятия в то время проходили и у них, в Звездном, и у нас, в академии: из четырех-пяти учебных дней в неделю два — там и два-три — у нас. Естественно, все, что требовало применения экспериментальных установок, тренажеров, вычислительных машин, проводилось в академии. Мои лекции в Звездном начинались в 9 часов утра, и меня обычно возили туда на „Победе”. Выезжали из Москвы мы в 7−7:30 утра, и так продолжалось около года…».
Сергей Белоцерковский, ученый-механик
Белоцерковский С. Трудный взлет решетчатых крыльев // Наука и жизнь. 1998. № 4.
Через 5 лет, под конец обучения, космонавты начали выбирать тему дипломного проекта. Вот как рассказывает сам Каманин:
«Принимал сегодня заместителя начальника академии имени Жуковского генерала Белоцерковского и руководителя учебной группы космонавтов полковника Бутенко. Они поднимают вопрос о темах дипломных работ Гагарина, Титова, Николаева и других космонавтов. Белоцерковский вместе с Гагариным уже были у Королёва; Сергей Павлович обещал принять участие в консультировании дипломников. Академия предлагает три следующие темы: „Орбитальный самолет-разведчик”, „Орбитальный самолет-перехватчик” и „Космический корабль для нанесения ударов по объектам на Земле”. Я не отверг эти темы, но предложил подумать над комплексной темой „Освоение Луны”.
В эту тему можно включить автоматические устройства, обитаемые корабли облета, корабли и средства для прилунения и возвращения на Землю. Само собой разумеется, что одной из подтем будет „Оборонное значение освоения Луны”. Мы пока не решили, на чем остановиться; я обещал посоветоваться с космонавтами и Главкомом и до 10 ноября дать ответ».
Николай Каманин, руководитель первого отряда космонавтов
Издание: Каманин Н. П. Скрытый космос (в 4-х кн.). — М.: Инфортекст-ИФ, 1995−1997.
Космоплан «ЮГ»
По итогу космонавты совместно стали разрабатывать схему одноместного космического корабля-разведчика. Юрий Гагарин отвечал за общую методологию космического аппарата и за его конфигурацию (аэродинамические формы, размеры несущих элементов и способы посадки), взяв на себя именно ту задачу, которую обычно выполняет главный конструктор, т. е. наиболее сложную и ответственную.
Систему аварийного спасения аппарата отрабатывал Герман Титов. За расчет аэродинамических характеристик и теплозащиту отвечал Андриян Николаев. Внутреннюю компоновку и расчет весовых характеристик взял на себя Дмитрий Заикин. Силовой установкой занимался Павел Попович, системами ориентации — Евгений Хрунов, топливной системой и жидкостным ракетным двигателем — Валерий Быковский.

Фото сделано В. Лукашевичем весной 2007 г. в мемориальной комнате Ю. А. Гагарина в ВВИА имени Н. Е. Жуковского
В 1966 г. был утвержден для защиты окончательный облик космоплана. Была изготовлена деревянная модель для аэродинамических испытаний, получившая название «Юрий Гагарин» («ЮГ»). Сразу вылезла проблема всех таких космических аппаратов: не удавалось обеспечить балансировку на всех участках полета (гипер-, сверх-, транс- и дозвуковых). Гагарину ничего не оставалось, как добавить на свой КЛА переднее горизонтальное оперение — решетчатые крылья.
Сейчас именно такой вариант крыла используется для посадки первой ступени ракет-носителей Falcon-9, он же используется на системе аварийного спасения на ракетах «Союз» (посмотрите на пилотируемый вариант ракеты: решетчатые рули очень хорошо видны в верхней части) и еще много где; команда Юрия Гагарина просто обогнала время.
«Мы остановились на самом простом✦, а потому наиболее реальном варианте — одноместном космическом летательном аппарате, и предложили такую схему. Наиболее „горячие” этапы полета (вывод на орбиту, начальный маневр на первом, самом теплонапряженном участке траектории при входе в атмосферу) осуществляются со сложенными решетчатыми крыльями, при этом регулируемая дальность полета достигает заметной величины — 800−950 км. А во время окончательного наведения аппарата на место посадки и маневрирования решетчатые крылья должны быть раскрытыми. Сначала сбрасываются носовой обтекатель и тормозной „зонт”.
После этого открываются решетчатые крылья: основные — с помощью телескопических подъемников, носовые — автоматически, под воздействием аэродинамических сил. Таким образом, на последнем этапе полета космический аппарат представляет собой самолет с решетчатыми крыльями и стабилизаторами. Решетки раскрываются на высоте 25−45 км, и начинается маневрирование. Это позволяет приземлиться в любой точке круга диаметром 800−900 км.

Кроме посадки „по-самолетному” предусматривался и другой, более простой вариант приземления — парашютный. Перед посадкой с парашютом решетчатые крылья отклоняются назад на угол 50 градусов с осью аппарата, за счет этого коэффициент сопротивления увеличивается, скорость падает до 80 м/с. На высоте 1,5−2 км открывается парашют, и аппарат приземляется на скорости 7−8 м/с».

Гагарин
в тюрьме →

Космонавтам указали на то, что в своей работе они не продумали, как будет приземляться космоплан. Парашютный вариант преподавателей не устраивал. Требовалось пересчитать всю модель и добавить на нее дополнительный двигатель, использующийся для посадки. Однако Юрий Гагарин поступил по-другому.
На кафедре динамики полета был смонтирован моделирующий стенд, включавший электронно-вычислительную машину МН-8, кресло летчика с органами управления и регистрирующие приборы, на котором Гагарин самостоятельно провел двести зачетных «посадок» в самых разных условиях. Проделанная практическая работа позволила Гагарину обосновать отказ от дополнительного двигателя. Получившийся тренажер с полным основанием можно назвать первым в СССР пилотажным стендом.
17 февраля 1968 г. Гагарин защитил проект и получил квалификацию обучения «летчик-инженер-космонавт». Также ему был выдан диплом с отличием. По итогам защиты Государственная экзаменационная комиссия рекомендовала Гагарину продолжить обучение в академии. Сбылась давняя мечта космонавта: он получил высшее инженерное образование с перспективой подняться до звания кандидата и, возможно, доктора технических наук.

Фото из книги А. Гагариной и Т. Копыловой «Юрий Гагарин глазами матери» (2011)
Проект реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Гагарин. 7 лет после
На курсе мы глубоко погрузимся в подробности зарубежных поездок Юрия Гагарина после возвращения на Землю. Благодаря исследованиям работников музея Ю. А. Гагарина, удалось воссоздать много деталей: как были устроены встречи, каков был их протокол и программа, о чем на них говорилось, какие подарки получал космонавт, какой след космонавт оставил в культуре разных стран и как визит «посла мира» изменил представление о советских людях и помог разрядить напряженность.
  • Что вы получите

    • 16 уроков с лонгридами, уникальными музейными материалами и вертикальными видео
    • Проверочные задания
    • Авторская подача: просто, понятно и с множеством интересных фактов
    • Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
    • Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
    • Профессиональное видео и современная графика
    • Быстрая связь с техподдержкой и чат с автором
    • Сертификат о прохождении курса
  • Зачем

    • Расширить кругозор
    • Разобраться в популярных мифах о Гагарине
    • По-новому пересмотреть советские и зарубежные фильмы и послушать песни из специальных авторских подборок для курса, глубже понимая контекст эпохи
    • Погрузиться в культурные особенности сложных международных отношений 1960-х гг.
    • Увидеть уникальные экспонаты и документы, снятые специально для курса
    • Вдохновиться интересной и многогранной личностью Юрия Гагарина
Присоединяйтесь к курсу в любое время. Обучение бесплатное