ru en zh
Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Белка, Стрелка и другие… Её непрошедшее время

Белка, Стрелка и другие… Её непрошедшее время



19 июня 2025 Сквозь тьму вы провели нас к свету,
Молчали, но сказали столько,
Что помогли найти ответы,
Тот азимут, ту самую иголку.

Вы помогли понять нам вечность
И человечье помогли очеловечить!
Цыган, Жемчужина (Комета), Стрелка,
Маркиза (Белая), Альбина, Белка.
(А. Курилович)

Сотрудники Института авиационной и космической медицины И.Т. Акулиничев, А.Р. Котовская оценивают состояние космонавта Ю.А. Гагарина перед полётом в космос. На заднем плане психолог Ф.Д. Горбов. Байконур, 11 апреля 1961 года.
Сотрудники Института авиационной и космической медицины И.Т. Акулиничев, А.Р. Котовская оценивают состояние космонавта Ю.А. Гагарина перед полётом в космос. На заднем плане психолог Ф.Д. Горбов. Байконур, 11 апреля 1961 года.

Адиля Равгатовна Котовская (1927-2020) была одной из тех немногих врачей-исследователей, которым посчастливилось принять участие в отборе и подготовке первых космонавтов и провожать в космический полёт Юрия Гагарина. За годы её общения с первым покорителем звёздных вершин между ними завязались дружеские отношения, которые, к сожалению, оборвала трагическая гибель космонавта.
Г.С. Титов после вращения на центрифуге записывает в журнал отчёт о своих ощущениях. Наблюдение за испытуемым ведёт А.Р. Котовская.
Г.С. Титов после вращения на центрифуге записывает в журнал отчёт о своих ощущениях. Наблюдение за испытуемым ведёт А.Р. Котовская.

Но, вспоминая о Гагарине, Котовская всегда возвращалась в то время, которое предшествовало великому историческому событию – первому прорыву в космос. Времени, которое, по её мнению, «…дало право и сделало возможным осуществить первый полёт человека в космос, времени появления новой профессии – космонавт, отбору и подготовке первых двадцати лётчиков – кандидатов в космонавты, как теперь говорят, лётчиков «гагаринского набора», а также событиям и памяти других людей, «знаменитых» и не очень, работавших в нашем родном военном Институте авиационной медицины, ОКБ-1, других ведомствах и учреждениях и многого другого».
А.Р. Котовская во время подготовки к полёту четвероногого «космонавта».
А.Р. Котовская во время подготовки к полёту четвероногого «космонавта».

Её «непрошедшее» время начало свой отсчёт в тот самый момент, когда осенью 1955 года произошла первая встреча молодого специалиста с Владимиром Ивановичем Яздовским и Олегом Георгиевичем Газенко. После непродолжительного разговора с Котовской её кандидатура для зачисления в команду была утверждена, так как их вполне устроило то, что у неё была кандидатская диссертация «на собаках» и неплохая профессиональная подготовка в области физиологии. Дело в том, что именно в это время в Институте авиационной медицины формировался новый отдел, в который требовались специалисты, в том числе и физиологи. Эта встреча, как потом вспоминала Адиля Равгатовна, не произвела на неё особого впечатления, потому что ни тот, ни другой толком не могли объяснить, чем она должна будет заниматься в ближайшее время. Кругом царила военная тайна.

В марте 1956 года Котовская приступила к работе в группе физиологов под руководством О.Г. Газенко. Группа входила в состав особо засекреченного 8-го отдела Института авиационной медицины, начальником которого был В.И. Яздовский.
А.Р. Котовская с «дублёром» Лайки – собакой Альфой. 1957 год.
А.Р. Котовская с «дублёром» Лайки – собакой Альфой. 1957 год.

А.Р. Котовская вспоминала: «Вообще в то время шла интенсивная работа по подготовке и осуществлению полётов собак на геофизических ракетах до высот 100, 200 и 500 км. В отделе мы их называли «единичкой», «двойкой» и «пятеркой». Работа была нетрудной, но хлопотной. Шли постоянные контакты с ОКБ-1 Королёва. Всё это вылилось в подготовку и реализацию 3 ноября 1957 года первого орбитального полёта живого существа – собаки Лайки – на втором искусственном спутнике Земли. Иными словами, первому полёту человека в космос предшествовала широкая программа биологических экспериментов на геофизических ракетах, и эти эксперименты на животных по существу «дали визу» на первый космический полёт человека».

Начиная с 1956 года в подготовке полётов на ракетах четвероногих «космонавтов» принимали участие почти все сотрудники отдела Яздовского. Но на пуски выезжали, кроме Владимира Ивановича, только А.Д. Серяпин, А.М. Генин и Б.В. Блинов. «Значимость этих экспериментов на ракетах, – напишет в своей монографии Адиля Равгатовна, – была большой, так как в то время за рубежом высказывались самые мрачные прогнозы о том, что в невесомости жизнь невозможна…Необходимо было развеять сомнения… Так вот, благодаря этим полётам собак было установлено, что при действии невесомости в полётах на ракетах жизнь возможна, а изменения сердечно-сосудистой системы были минимальными, и сами животные после возвращения на Землю всем своим видом и поведением демонстрировали доброе здравие. Таким образом, были сняты первые опасения о невозможности жизни в невесомости».
Собака Лайка перед полётом. 1957 год.
Собака Лайка перед полётом. 1957 год.

Узким местом в этих полётах считалось очень короткое время нахождения в невесомости, всего от трёхсот до шестисот секунд. Необходимы были научные доказательства возможности жизни животного в условиях длительного действия невесомости, когда она могла продолжаться не только минуты, но и часы, и даже сутки. С.П. Королёв проявлял большой интерес к исследованиям, проводимым 8-м отделом Института. Это было связано с подготовкой к запуску первого искусственного спутника Земли (ИСЗ), а команда Яздовского приступила к подготовке к эксперименту на втором ИСЗ. «Конечно, мы знали, что этот спутник не вернётся на Землю, – вспоминала Адиля Равгатовна, – потому что ОКБ-1 С.П. Королёва ещё не имело средств возвращения. Поэтому, провожая Лайку, мы с ней прощались и просили у неё прощения…».

Будет неверным сказать, что полёт второго искусственного спутника Земли с собакой Лайкой на борту был осуществлён меньше, чем через месяц после запуска первого ИСЗ. Подготовка животных для первого биологического эксперимента продолжалась полтора года. Это была очень напряжённая, как отмечает Котовская: «…работа специалистов нашего 8-го отдела Института авиационной медицины, ОКБ-1 С.П. Королёва в Подлипках, завода «Звезда» в Томилине, а также для СКТБ «Биофизприбор» в Ленинграде. И всё делалось впервые в мире».
Книга. Адиля Котовская «Непрошедшее время». 2012 г.
Книга. Адиля Котовская «Непрошедшее время». 2012 г.

Полёту человека в космос предшествовали полёты семи кораблей-спутников, из которых два были без животных, пять – с животными. Они были запущены с 15 марта 1960 года по 25 марта 1961 года. Основной их задачей была отработка различных систем корабля, в том числе системы жизнеобеспечения, и проведение медико-биологических экспериментов в целях подготовки и обеспечения полёта человека на корабле «Восток». В этих запусках предусматривалось уже возвращение животных на Землю, чтобы выяснить, как ведёт себя организм животного на различных участках полёта.

А.Р. Котовская: «Эти пять кораблей-спутников с собаками мы условно считаем «нашими», так как в этих полётах мы должны были получить доказательства возможности и безопасности для первого полёта человека в космос».
Инскрипт, оставленный автором книги Маргарите Лебедевой, научному сотруднику Музея Ю.А. Гагарина. 12 апреля 2016 г.
Инскрипт, оставленный автором книги Маргарите Лебедевой, научному сотруднику Музея Ю.А. Гагарина. 12 апреля 2016 г.

P.S.
Работая над циклом статей, посвящённых первым разведчикам космических трасс, мы неоднократно обращались за помощью к книге Котовской «Непрошедшее время» с тем, чтобы найти ответы на вопросы, чаще других задаваемые нашими посетителями. В своём пожелании Адиля Равгатовна выразила надежду, что каждый познакомившийся с её монографией, сможет найти для себя что-то новое и полезное. Сегодня я с полной уверенностью отвечаю, что данная работа помогла нам понять истинное значение полётов собак на вертикальных ракетах, а затем на кораблях-спутниках, но самое главное, эта книга ещё раз рассказала нам о Гагарине таком, каким его лично знала Адиля Равгатовна.

Работая над книгой, Котовская обратила внимание на высказывание Ильи Эренбурга: «Когда очевидцы молчат – рождаются легенды», а далее она так прокомментировала эти слова: «Лучше не придумать, когда собираешься писать…»

Продолжение следует…


Маргарита Лебедева, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела

В статье использованы фотографии из архива Института медико-биологических проблем (ФГБУ ГНЦ РФ – ИМБП РАН), открытых источников, а также материалы книги А.Р. Котовской «Непрошедшее время». – М.: Слово, 2012



Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
График работы
x
14 ноября 2025

Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня

Полный график работы