Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
МУЗЕЙ ПЕРВОГО ПОЛЁТА
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
ДОМ КОСМОНАВТОВ
ДОМ-МУЗЕЙ РОДИТЕЛЕЙ Ю.А.ГАГАРИНА
ДОМ-МУЗЕЙ ШКОЛЬНЫХ ЛЕТ Ю.А.ГАГАРИНА
Историко-краеведческий музей
Музей первого полёта
Историко-краеведческий музей
Музей первого полёта
Историко-краеведческий музей
Купить билет

Деятельность земств в развитии начального образования на примере Гжатского уезда

Деятельность земств в развитии начального образования на примере Гжатского уезда



25 июля 2022 Во второй половине XIX века российский император Александр II провел ряд реформ, в числе которых отмена крепостного права, реформа местного самоуправления, судебная, военная, реформа народного просвещения, которые навсегда изменили облик России. Для подготовки реформ, а также для их проведения были привлечены самые передовые и образованные люди того времени: Н. А. Милютин, Д. А. Милютин, П. А. Валуев, А. В. Головин, Д. Н. Замятин и многие другие, которые понимали и видели необходимость в социально-экономическом и политическом реформировании.

Н. А. Милютин, один из разработчиков крестьянской реформы 1861 г.
Н. А. Милютин,
один из разработчиков крестьянской реформы 1861 г.

Д. А. Милютин, разработчик военной реформы 1862-1874 гг.
Д. А. Милютин,
разработчик военной реформы 1862-1874 гг.

П. А. Валуев, разработчик земской реформы 1864 г.
П. А. Валуев,
разработчик земской реформы 1864 г.

А. В. Головин, разработчик реформы образования
А. В. Головин,
разработчик реформы образования.

Д. Н. Замятин, руководитель судебной реформы 1864 г.
Д. Н. Замятин,
руководитель судебной реформы 1864 г.

Одной из фундаментальных реформ являлась реформа образования, о которой мы начали говорить в прошлой статье, ведь именно образование является одним из критериев развитости государства.

Как мы помним, по «Положению о народных училищах» 1864 г. в стране все школы были поделены на типы: министерские, церковно-приходские, воскресные, частные и земские. В данной статье мы хотели бы рассказать о земских школах на материалах Гжатского уезда. Прежде чем перейти к их описанию, необходимо сказать, что такое земство, и как вообще получилось, что именно они сыграли главную роль в распространение начального образования.

1 января 1864 года было опубликовано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях, согласно которым, в губерниях и уездах появляются выборные, бессословные органы местного самоуправления — то есть земства. Причиной их появления явилось неспособность центральной власти оперативно решать местные проблемы, невыполнение наместниками и волостелями своих функций на местах. К тому же, после отмены крепостного права, дворяне утратили власть над крестьянами, а земская реформа частично возвращала им утраченные привилегии.

Гжатская земская управа
Гжатская земская управа

Земства были наделены властью для решения местных, локальных проблем в губерниях и уездах. В числе которых:
— помощь крестьянам;
— строительство и ремонт дорог;
— решение вопросов здравоохранения;
— оказание помощи промышленным предприятиям, торговцам;
— распределение государственных сборов;
— борьба с голодом и неурожаями;
— содержание земской полиции и пожарной части;
— организация ярмарок;
— сбор статистических сведений о той или иной сфере жизни.

А также вопросы строительства и ремонта школ. Однако по первоначальному плану «Положения о земствах» вопросы образования не входили в компетенцию земств. Эта поправка появилась только при окончательном редактировании проекта в Государственном совете: «Совет признает полезным привлечь земские учреждения «к добровольному участию в доставлении средств к устройству необходимых для распространения первоначального образования учебных заведений и к наблюдению за ними на указанных правительством основаниях».

Земства решали вопросы расширения школьной сети и введения всеобщего образования, занимались вопросами женского образования (именно благодаря земствам женское образование приняло массовый характер), а также пропагандой смешанного образования (когда в одном классе обучаются одновременно и мальчики и девочки).

Однако, деятельность земств в сфере образования была ограничена. Согласно «Положениям» 1864 и 1874 годов земства могли учреждать школы лишь с разрешения инспектора народных училищ и училищного совета. Они могли выдвигать кандидата на место учителя, но принимали его только уездные училищные собрания. Например, в соответствии с «Положением о начальных народных училищах» 1864 г. был организован Гжатский уездный училищный совет, в состав которого входили председатель (возглавляющий уездный училищный совет), смотритель уездного училища, назначенный попечителем уездного округа, уездный исправник, представитель духовного ведомства, два представителя уездного земства, представитель городского самоуправления. Гжатский уездный училищный совет давал согласия на открытие и закрытие школ, назначал и увольнял учителей, осуществлял надзор за деятельностью школ.

Как уже отмечалось выше земства занимались также подготовкой учительских кадров. Они открывали собственные учительские школы, но как правило этим занимались губернские земские управы. Кроме этого земства занимались распространением пособий для учительских школ и семинарий.

Многие современники земств отмечают, что довольно широкое распространение получила система, содержания земских стипендиатов в семинариях и кандидатов, готовящихся к поступлению в учительские семинарии. При этом земства не забывали и о лицах, которые уже занимаются преподавательской деятельностью. Земства организовывали учительские съезды-курсы, в участие которых учителя могли обогатить и улучшить свои навыки преподавания.

В частности, Гжатском уезде проводились временные педагогические курсы для учителей начальных училищ с 4 июня по 6 июля 1913 г. Курсы были организованы Гжатской земской управой и Гжатским уездным училищным советом. Согласно отчету, написанным Ф. Сушковым, в роли слушателей приняло участие 94 человека, то есть 81% всех учителей Гжатского уезда. К прослушиванию курса допускались учителя разных губерний. Порой количество слушателей достигало 150 человек. Лекторами были известнейшие преподаватели того времени. Это преподаватель математики Н. А. Извольский, историк русской литературы А. В. Артюшков, преподаватель методики русского языка Ф. С. Сушков, преподаватель по мироведению Ф. А. Адаменко и многие другие. В ходе участия во временных курсах учителя разных типов школ знакомились со многими вопросами преподавания: с задачами современной школы, предметом методики преподавания, учебными средствами, методиками обучения грамоте, арифметики, рисования. Благодаря работе земств в подготовке учителей школы пополнялись новыми более опытными кадрами.

Из отчета о временных курсах в Гжатском уезде в 1913 г.
Из отчета о временных курсах в Гжатском уезде в 1913 г.

Земства снабжали все школы учебными принадлежностями, учебниками, пособиями. Выплачивали жалование учителям. Следует сказать, что к концу XX века учителя получали почти по 30 рублей в месяц. Для сравнения, столяр со своими инструментами и своим продовольствием за работу в день получал 1 рубль, а плотник 70 копеек.

Справочные цены на строительные приборы за 1865 г. по Гжатскому уезду
Справочные цены на строительные приборы за 1865 г. по Гжатскому уезду.

Кроме этого, учителя могли получать вознаграждение (премии) из средств, ассигнованных на нужды образования. Например, в Гжатском уезде в 1911 году вознаграждение получили 21 учитель в размере 17 руб. 75 коп. Данная картина, дает основание утверждать, что благодаря деятельности земств возросли роль и авторитет учителей.

Список учителей Гжатского уезда, получивших денежное вознаграждение в 1911 г.
Список учителей Гжатского уезда, получивших денежное вознаграждение в 1911 г.

С началом работы земств, открытые ими школы не отличались устойчивостью и довольно часто как легко открывались, так и закрывались. Поэтому в каждом году мы можем наблюдать разное количество земских школ. Связано это с отсутствием помещений, которые отвечали бы нормам санитарной гигиены, выработанными земствами. Если в 1862 году в Гжатском уезде насчитывалось 53 школы разных ведомств, то к 1898 году в уезде уже находилось 109 школ, из которых 18 было открыто Гжатским уездным земством. А к 1902 году число земских школ возросло до 21. Первая земская школа была открыта в селе Вешки Корытовской волости в 1869 году, в ней обучалось 54 учащихся. Из этих 18 земских школ 7 располагались на территории Будаевского благочиния (Благочиние – часть епархии, объединяющая группу приходов, которые находятся в территориальной близости друг от друга).

Земские школы Будаевского благочиния за 1898-1899 гг.
Земские школы Будаевского благочиния за 1898-1899 гг.

Список земских школ в Гжатском уезде к 1902 г.
Список земских школ в Гжатском уезде к 1902 г.

Земские школы были одноклассными (однокомплектные школы с одним учителем, ведущим одновременно три отделения, срок обучения в таких школах составлял 3 года) и двухклассными (два учителя, срок обучения составлял 4-5 лет). Основными предметами в земских школах были чтение, арифметика, письмо, Закон Божий, пение. Могли дополнительно преподавать историю, географию.

Большое значение для развития образования играла деятельность земств по организации школьных библиотек. Кроме открытия библиотек земства практиковали выдачу книг для чтения в виде награды для всех, кто окончил школу.

Именно деятельность земств внесла неоценимый вклад в распространение грамотности как в Гжатском уезде, так и во всех остальных уездах России. Благодаря им образование стало доступно для всех слоев населения, ведь земства открывали школы не только в городах, а по большей части в сельской местности, в которой проживала наибольшая часть жителей России. Открывая, спонсируя школы, заботясь об их состоянии, организовывая курсы для нынешних и будущих учителей, земства способствовали увеличению уровня образованности людей и постепенному развитию страны.

Алёна Нежненкова, научный сотрудник научно-исследовательского отдела.


Список используемых источников и литературы
1. ГАСО. Ф.1333. Оп.1. Д.4. Список учителей начальных школ Гжатского уезда, получивших денежное вознаграждение за 1911 год.
2. ГАСО. Ф.1333. Оп.1. Д.6. Отчет о временных педагогических курсах, проводившихся в г. Гжатске в 1913 г.
3. ГАСО. Ф.1333. Оп.1. Д.8. Отчет о состоянии училищ и школ грамотности округа Будаевского благочиния Гжатского уезда за 1898-1899 гг.
4. Сборник статистических сведений по Смоленской губернии: Т. 3. Гжатский уезд. — Смоленск, 1887. — 645 с.
5. Чарнолуский В. И. Земство и народное образование: очерки из прошлого и настоящего земской деятельности в различных отраслях общественного образования: формы, типы, результаты и очередные задачи земского хозяйства и земских учреждений в этой области. — Спб.: Знание, 1911. — 186 с.
6. Завражин А. В. Земская реформа 1864 года и развитие местного самоуправления в России / А. В. Завражин // Государственная служба: Научно-политический журнал. — 2009. — № 1(57). — С. 108-111.
7. Бугославский Г. К., Никитин В. А. Город Гжатск и его уезд: историко-статистический очерк. — Смоленск: Тип. П. А. Силина, 1900. — 63 с.



Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение