25 января 2023
Согласно опросу россиян, проведенному в начале 21 века одной из самых авторитетных социологических компаний ВЦИОМ, главными из "Кумиров ХХ века" в России были признаны Юрий Гагарин и Владимир Высоцкий. Они заняли первое и второе место соответственно. И они, действительно, были поистине народными героями – первыми и в своём роде единственными. Космонавтов потом было много, но Гагарин – один, первый навсегда! Великих поэтов было много, но явление в культуре Высоцкого – абсолютно уникальное.

Но не только это объединяет космонавта №1 и народного поэта № 1.
Владимир Высоцкий и Юрий Гагарин были схожи между собой просто человеческими качествами, чертами характера. Высоцкий "не любил любое время года, когда весёлых песен не пел", знаменитая же гагаринская улыбка озарила собой весь свет. Оба были весёлыми, обаятельными людьми, обладали отличным чувством юмора.
Информации о встречах Владимира Высоцкого с Юрием Гагариным немного и все они довольно противоречивые.
Сам Высоцкий однажды на концерте со сцены расскажет о своей первой встрече с Гагариным так: "Я снимался в фильме, который назывался "Увольнение на берег". Когда на судно (крейсер "Михаил Кутузов") приехали Гагарин и Титов..., всех прогнали... А я в это время на съёмках, и жил я там вместе с ребятами в кубриках. Всех киношников выгнали, а меня забыли, потому что я был тоже в форме, одет, как все, ко мне уж привыкли на корабле. Так что я первый из очень многих гражданских людей видел в лицо и разговаривал с Титовым и с Гагариным".

В "Увольнении на берег" Высоцкий снимался в июле-августе 1961 года. Космонавты же приехали в Севастополь в сентябре. Читаем в дневниках первого начальника Центра подготовки космонавтов Н. Каманина: "21 сентября, группой в составе 23 человек, ездили в Севастополь. Осмотрели город, побывали в Панораме и Диараме, на Сапун-горе. Обедали на крейсере "Михаил Кутузов".
Есть еще несколько свидетельств «от первого лица» о встречах Гагарина и Высоцкого.
Полковник в отставке А. Утыльев, бывший сотрудник научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины вспоминал следующее:
"Утром первого января 1964-го или 1965 года в квартиру инженера Валерия Сергейчика в Звёздном городке пришёл Гагарин. Все ещё спали после шумной новогодней ночи, я по привычке встал рано. "Знаешь, – сказал Юра, – мне вчера подарили необычную магнитофонную кассету, – какой-то парень поёт просто потрясающе. Давай послушаем..." И он врубил магнитофон так, что ребята (а в квартире были Николаев, Хрунов, кто-то ещё) тут же забыли про сон. Я сказал Гагарину, что знаком с певцом, – это Высоцкий, артист театра на Таганке. Юра тут же попросил и его познакомить с актёром. Встреча двух кумиров состоялась в мае в моей квартире в Москве в Проточном переулке. Был тёплый субботний день. Гагарин приехал из Звёздного с друзьями на своей чёрной "Волге", а Высоцкий с гитарой – на метро. Они крепко, по-мужски обнялись и, по-моему, сразу понравились друг другу. Юра сказал, что Володины песни производят на него сильное впечатление. Оживлённый разговор продолжился за столом. Произносили, конечно, и тосты, но Высоцкий пил только сок – он был "в завязке". Зато песен спел множество. Володя в тот день был явно в ударе. Засиделись допоздна. Договорились почаще встречаться. Но больше, по-моему, Юрию и Володе не суждено было свидеться...".
Из рассказа другого друга юности Высоцкого А. Утевского, помещённого им в книги "На Большом Каретном" и "Возвращение на Большой Каретный".

"... Снимался один из первых "Голубых огоньков" (режиссёры Левон Кочарян и Эдуард Абалов), в котором, наряду с популярными артистами, снимался Юрий Гагарин. Я как раз был в гостях у Кочарянов, когда после этих съёмок Лёва и Эдик привезли... Гагарина! Там же со мной был Артур Макаров, а вскоре подъехал и Володя. Естественно, тут же накрыли на стол. Гагарину очень понравился подбор: актёр, режиссёр и милиционер (я тогда уже в МУРе работал)... Володя спросил Гагарина: "Как там?" Он ответил: "Страшно!" Высоцкий очень мало говорил – в основном он "впитывал" в себя подробности первого полёта в космос, что называется, "из первых уст". Просидели мы долго. Потом – матрасы на пол и вповалку всем спать. А утром я случайно услышал некое подобие "разборки" между Инной и Володей, из которой можно было понять, что Володя что-то потерял. Оказалось, что он сочинил песню и записал её на какой-то салфетке. А хозяйка дома убирала со стола, и весь мусор складывала в пакет, – по всей видимости, туда попала и салфетка. Весь ужас был в том, что этот полный пакет мусора Инна отдала выбросить кому-то из гостей, который уходил, и не остался ночевать. Вот так и пропала песня Володи Высоцкого, в которой, по всей видимости, были излиты все впечатления от встречи с космонавтом "номер один".
Нам известно и еще одно свидетельство знакомства Высоцкого с Гагариным! Г. Епифанцев, друг Высоцкого по Школе-студии МХАТ, через много лет вспоминал:
"Вот, у нас есть напротив МХАТа в Москве "Артистическое кафе". <…> {Там} всегда есть свободные места, там уютно, хорошо... И вот, в это кафе часто ходят космонавты. И очень часто ходил Юрий Алексеевич Гагарин. Я много раз говорил Высоцкому: "Давай подойдём к Гагарину, чокнемся с ним, чтобы потом детям рассказывать, что мы с Гагариным знакомы". Но Высоцкий каждый раз меня останавливал, говорил: "Жора, опять твои кубанские замашки! Ты так сообрази, на что ты замахиваешься?" Ну, действительно, это неудобно, неинтеллигентно – подойти к человеку, когда он ест, – навязываться. У нас, вообще, с Высоцким была такая игра: что он – интеллигентный, он –москвич, интеллигентный человек, а я – из провинции, такой грубый человек.
Но нам повезло. Уже в более официальном месте нас столкнула судьба с Гагариным. Познакомили нас с ним, и потом мы сели уже тоже за столик, уже в другом месте. Вчетвером сидели, беседовали долго... Есть свидетель того разговора, тогда он сидел в штатском, приятель Гагарина. Я потом его встретил в военном и очень удивился: "Ты что, – говорю, – тоже что ли, космонавт?" Он говорит: "Да так, немножко..." Я говорю: "А ну, откинь шинельку – что у тебя там блестит?" – А здесь – две Звезды. Я говорю: "Здрасьте! Как твоя фамилия?" Он говорит: "Моя – Климук".
Он помнит об этом разговоре. И в числе прочего, Высоцкий спросил Гагарина: "А вот, если нам придётся играть космонавтов, вот – как там, в космосе, чисто по-человечески: чем жить, чем дышать? Какое главное ощущение в космосе?" На что Гагарин ответил: "Ну смотрите, – говорит, – я могу сказать, мне-то ничего не будет, но это – государственная тайна. Вам может попасть, если вы разгласите её. Самое главное ощущение в космосе, чисто по-человечески, это – страшно. Вот это чёрное-чёрное небо, вот эти яркие-яркие звёзды на этом чёрном небе... И вот, туда, в эту черноту зачем-то надо лететь".
И вот, через два месяца мы были с Высоцким в Тбилиси, жили в одной гостинице, в разных номерах, но ночью перезванивались, потому что Высоцкий тоже работал по ночам (другого времени не было), писал. И вот, так в шестом часу вдруг он позвонил: "Жора, бегом ко мне! Если б ты знал, что я написал!" Я ему всегда стереотипно отвечал: "Ну да, прям таки я и побежал! Один ты у нас пишешь, больше никто ничего не пишет!" А он: "Нет, прибежишь, если узнаешь, что я написал, о чём. Я написал песню о космосе!" Конечно, очень большая радость была для друзей, для близких, что Высоцкий стал писать о космосе. И я пришёл к нему, и он прочёл начало песни космических бродяг. Посмотрите, как это написано со знанием предмета… "Вы мне не поверите и просто не поймёте..." Эту песню Высоцкий долго потом обрабатывал, работал над ней, ещё несколько месяцев дорабатывал. Но иногда писал очень быстро. Особенно, если это песни были с юмором. Вот, юмор ему очень помогал работать, и эти песни он писал легко.
В это же утро он вдруг говорит: "Ну ладно, сейчас я эту отложу, потом буду работать, серьёзная песня. А сейчас напишу ещё одну про космос, но с юмором". И взял ручку, и просто не отрываясь, написал песню, которая называется "В далёком созвездии Тау-Кита".
Известно и о такой встрече, описанной в книге В. Петунова, который в те годы был первым секретарём Евпаторийского горкома КПСС. Однажды Гагарин предложил Петунову, навестившему его в Звёздном городке, поехать в Москву: "Я поинтересовался, где это место и долго ли туда ехать? Его ответ буквально ошеломил меня: домой к Володе Высоцкому. Разве можно было отказываться от такой встречи? Я только спросил, не поздно ли, уже час ночи? Нет, не поздно, у Володи только начинается жизнь. Он вызвал дежурную машину, мы оделись, и поехали в Москву. Ни района, ни адреса я не помню, знаю только, что это была довольно обширная трёхкомнатная квартира с добротной мебелью.К моменту нашего приезда там уже собралось человек двадцать Володиных друзей и небольшой цыганский ансамбль. Был накрыт стол с выпивкой, закуской и фруктами. Вот так совершенно неожиданно я встретился с Владимиром Высоцким, слушал его песни в домашней непринуждённой обстановке.
Ночь прошла интересно и весело. Юра шутил, веселился, танцевал, пытался петь дуэтом с Высоцким. Уже утром мы были в Звёздном. Настроение у Юры было приподнятым".
Насколько близко общались Юрий Алексеевич и Владимир Семенович еще предстоит узнать биографам обоих легенд XX века. Но бесспорно то, что Гагарин был для Высоцкого истинным Героем времени, говорят об этом многочисленные стихи и поэмы поэта, посвященные легендарному первопроходцу космоса и освоению космического пространства:
Космонавту Ю. Гагарину
Я первый смерил жизнь обратным счётом,
Я буду беспристрастен и правдив:
Сначала кожа выстрелила потом
И задымилась, поры разрядив.
Я затаился и затих. И замер.
Мне показалось — я вернулся вдруг
В бездушье безвоздушных барокамер
И в замкнутые петли центрифуг.Сейчас я стану недвижим и грузен,
И погружён в молчанье. А пока
Меха и горны всех газетных кузен
Раздуют это дело на века.Хлестнула память, как кнутом, по нервам,
В ней каждый образ был неповторим:
Вот мой дублёр, который мог быть первым,
Который смог впервые стать вторым.Пока что на него не тратят шрифта:
Запас заглавных букв — на одного.
Мы вместе с ним прошли весь путь до лифта,
Но дальше я поднялся без него.Вот тот, который прочертил орбиту,
При мне его в лицо не знал никто.
Всё мыслимое было им открыто
И брошено горстями в решето.И словно из-за дымовой завесы,
Друзей явились лица и семьи.
Они все скоро на страницах прессы
Расскажут биографии свои.Их всех, с кем вёл я доброе соседство,
Свидетелями выведут на суд.
Обычное моё босое детство
Обуют и в скрижали занесут.Чудное слово «Пуск!» — подобье вопля –
Возникло и нависло надо мной.
Недобро, глухо заворчали сопла
И сплюнули расплавленной слюной.И пламя мыслей вихрем чувств задуло,
И я не смел или забыл дышать.
Планета напоследок притянула,
Прижала, не желая отпускать.И килограммы превратились в тонны,
Глаза, казалось, вышли из орбит,
И правый глаз впервые удивлённо
Взглянул на левый, веком не прикрыт.Мне рот заткнул — не помню — крик ли? Кляп ли?
Я рос из кресла, как с корнями пень.
Вот сожрала всё топливо до капли
И отвалилась первая ступень.Там надо мной сирены голосили
Не знаю — хороня или храня.
А здесь надсадно двигатели взвыли
И из объятий вырвали меня.Приборы на земле угомонились,
Вновь чередом своим пошла весна.
Глаза мои на место возвратились,
Исчезли перегрузки. Тишина.Эксперимент вошёл в другую фазу, –
Пульс начал реже в датчики стучать.
Я в ночь влетел, минуя вечер, сразу –
И получил команду отдыхать.Я шлем скафандра положил на локоть,
Изрек про самочувствие своё.
Пришла такая приторная лёгкость,
Что даже затошнило от неё.Шнур микрофона словно в петли свился,
Стучались в рёбра лёгкие, звеня.
Я на мгновенье сердцем подавился, –
Оно застряло в горле у меня.Я отдал рапорт весело, на совесть,
Разборчиво и очень делово.
Я думал: вот она и невесомость,
Я вешу нуль — так мало, ничего!.. И стало тесно голосам в эфире,
Но Левитан ворвался, как в спортзал,
И я узнал, что я впервые в мире
В Историю «поехали!» сказал.
Материал подготовлен по информации из открытых источников.
Мария Белова, руководитель пресс-службы Музея-заповедника Ю.А. Гагарина.
Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня