17 марта 2023
Владимир Павлович Бармин – основоположник отечественных стартовых комплексов и наземного оборудования для ракетной техники родился 17 марта 1909 года в городе Москве. В 1926 г. закончил девятилетку и поступил в МВТУ имени Н.Э. Баумана на механический факультет, после окончания которого был распределен на московский завод «Компрессор» , где работал инженером-механиком по холодильным машинам и аппаратам. В декабре 1935 г. Бармин был командирован на пять месяцев в США для изучения компрессоростроения. Творческие успехи и профессиональные знания выделяли его среди других специалистов. В феврале 1941 года 32-летний Бармин был назначен главным конструктором завода «Компрессор».
В.П. Бармин – руководитель компрессорной группы СКБ завода «Компрессор». Москва, 1934 год
На восьмой день войны Владимира Бармина вызвали к наркому общего машиностроения И. П. Паршину и предложили возглавить работу по созданию промышленных образцов реактивных боевых установок, впоследствии названных «Катюша». За время войны под руководством В.П. Бармина разработано 78 образцов различных пусковых установок и их модификаций, 36 из которых были приняты на вооружение Советской армии и Военно-Морского флота.
Грозные «катюши» наводили ужас на врага. 1941 год
После Победы руководство СССР направило в советскую зону оккупации своих специалистов, которые должны были найти в Германии конструкторские бюро, заводы, производившие немецкую ракетную технику, и полигоны для её испытаний. В их числе был и Владимир Павлович, который возглавил институт «Берлин». В Германии он знакомится с С.П. Королёвым, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгиным, М.С. Рязанским, В.И. Кузнецовым и другими создателями ракетной техники.
В.П. Бармин – главный инженер института «Берлин». Германия, 1945 год
В 1946 г. специальное конструкторское бюро завода «Компрессор» было преобразовано в Государственное союзное конструкторское бюро специального машиностроения (ГСКБ Спецмаш), которое стало головной организацией в стране по созданию стартового, подъемно-транспортного, заправочного и вспомогательного наземного оборудования ракетных комплексов. Очень многие, даже Королёв, сомневались, что предложенная Барминым конструкция не нуждается в дополнительных гидромеханизмах.
На полигоне в день первого пуска с территории СССР ракеты «А-4». Слева направо: В.П. Глушко, М.С. Рязанский, В.П. Бармин, С.П. Королёв, В.И. Кузнецов. Капустин Яр, 18 октября 1947 года
Журналист, писатель Я. Голованов писал: «Решение оказалось столь же новаторским, как и сама ракета. Ракету фермы брали «за талию», она не стояла, она висела над газоотводным проёмом. При этом собственной тяжестью она как бы сама себя заклинивала. Но задача-то была не в том, чтобы удержать эти 300 тонн, но и в том, чтобы ракету вовремя отпустить, не притормозив в эти первые, самые трудные секунды её полёта. И вот здесь конструкторы КБ Бармина нашли действительно на редкость изящную схему, до этого никогда в ракетной технике не применявшуюся. Как только двигатели набирали силу, способную уравнивать массу огромной машины, ракета, естественно, переставала давить на упоры ферм, и в этот момент противовесы, откидывая фермы в сторону, освобождали ракету. Точнее, она как бы сама себя освобождала, когда стартовый комплекс ей уже не нужен».
Менялись типы ракет, их энергоносители, габариты и масса, предъявлялись новые, повышенные требования к подготовке и пуску (время подготовки, безопасность работ, автоматизация) - все это усложняло структуру, увеличивало состав стартового комплекса и его размеры.
Ракета-носитель «Восток» на стартовом комплексе Главного конструктора В.П. Бармина
В.П. Бармин среди провожающих Ю.А. Гагарина перед посадкой в космический корабль. 12 апреля 1961 года
Одновременно с проектированием стартовых комплексов в КБ большая группа конструкторов под руководством главного конструктора В. П. Бармина вела работы, связанные с исследованием Луны, Венеры, Марса. Проектировался такой сложный объект, как долго-временная лунная база, создавались разные виды исследовательского оборудования для нее.
Наряду с производственной деятельностью В. П. Бармин активное участвовал в подготовке молодых специалистов и ученых. В 1959 г. Владимир Павлович организовал и возглавил специальную кафедру МВТУ по новой технике.
Многолетняя плодотворная деятельность и выдающиеся заслуги в создании новой техники для космонавтики главного конструктора, а затем генерального конструктора академика В.П. Бармина неоднократно отмечены правительственными наградами. Ему присвоены звания: Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и четырёх Государственных премий.
Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении В.П. Бармину звания Героя Социалистического Труда. 1956 год
Владимир Павлович Бармин (1909-1993) – основоположник отечественных стартовых комплексов и наземного оборудования для ракетной техники.
Владимира Павловича не стало 17 июля 1993 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Материал подготовила Елена Самарова – научный сотрудник Научно-исследовательского отдела Музея-заповедника Ю.А. Гагарина