30 января 2024
У истоков становления отечественной и мировой космонавтики сначала была рождена мысль – мысль о путешествиях в межпланетное пространство и освоение далеких неизведанных высот. За мыслью у пытливого ума обязательно возникает твердое намерение. Талант, упорный труд и решительный характер советского конструктора ракетно-космических систем Сергея Павловича Королева вывели ракетостроительную отрасль страны на путь покорения человеком космоса.

Еще в школьные годы будущий Главный конструктор «заболел» авиацией, заинтересовавшись авиационной техникой. В 1924 году Сергей Королев поступает в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, где осваивает инженерные азы, а в 1926 году переводится в Московское высшее техническое училище, которое раскрывает в нем способности к авиастроению и прививает новую страсть – планеризм.

За время учебы в МВТУ показательными работами Сергея Королева стали планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4 (Сергей Королев – четвертый).

Знаковым моментом в истории становления практической космонавтики становится организация Сергеем Королевым и Фридрихом Цандером Группы изучения реактивного движения (ГИРД), участники которой работали над созданием первых советских ракетных летательных аппаратов. Усилиями ГИРД была сформирована необходимая как теоретическая, так и практическая основа реактивного полета.

В годы работы в ГИРД под руководством Сергея Королева в 1933 году была создана первая советская жидкостная ракета ГИРД-Х.

В 1934-1935 гг., будучи начальником отдела крылатых ракет и ракетных летательных аппаратов в созданном на базе ГИРД и Ленинградской газодинамической лаборатории Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), Сергей Королев координирует проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет, авиационных ракет и зенитных твердотопливных ракет.

Говоря о заслугах блистательного ума известного ракетно-космического практика, трудно не отметить тот период его жизни, который дался ему несравнимо тяжело и обернулся чередой жестоких препятствий. В 1938 году Сергея Королева арестовали как участника троцкистской контрреволюционной организации, осудив на 10 лет пребывания в исправительно-трудовых лагерях, где ему на допросах пришлось вынести жестокие пытки и избиения. При изучении этой главы биографии выдающегося конструктора не возникает сомнений в его несокрушимой воле и силе его личности.
За годы заключения Королев успел поработать во многих организациях лагерного типа: высланный сначала на Колыму, в 1940 году он был переведен в Московское конструкторское бюро при НКВД, где вместе с другими учеными принимал участие в создании бомбардировщика Ту-2; в 1942 году в ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе №16 Сергей Павлович вел исследования по использованию ракетных двигателей в авиации, являясь заместителем Главного конструктора двигателей Валентина Петровича Глушко.
Постановление о досрочном освобождении Сергея Королева было принято только в 1944 году, а послевоенные годы ознаменовали по-настоящему важный этап в его жизни и работе.
В 1945 году группа советских специалистов во главе с Сергеем Павловичем Королевым отправилась в Германию, где изучала немецкую трофейную ракетную технику – в частности, ракету Фау-2, на основе которой была создана первая крупная советская баллистическая ракета Р-1.

В августе 1946 года Сергей Королев становится главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. Мечта о покорении космоса оставалась определяющим фактором направления его деятельности. Поэтому последовавшие после успешного пуска Р-1 запуски более мощных ракет на высоты 200 и 500 км осуществлялись с целью изучения ближнего космического пространства.
Долгожданное освоение космоса началось в 1957 году, когда под руководством Сергея Королева была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, запустившая на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли и тем самым ознаменовавшая новую космическую эру для всего человечества.

Первый искусственный спутник, а затем и первые космические первопроходцы-собаки. Первые пилотируемые космические корабли и первый в космосе человек. Какой целеустремленной оставалась идея, таким великим оказался результат дела человека, позволившего будущему отечественной космонавтики расправить крылья.
Евсеева Виктория, экскурсовод
Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня