МУЗЕЙ ПЕРВОГО ПОЛЁТА
ДОМ-МУЗЕЙ ШКОЛЬНЫХ ЛЕТ Ю.А.ГАГАРИНА
Музей первого полёта
Музей первого полёта

Коваленок Владимир Васильевич. Космонавт № 40/83

3 марта 2023 Коваленок Владимир Васильевич – Дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР. Совершил 3 космических полета. Продолжительность пребывания в космосе составила 216 дня 09 часов 09 минут 40 секунд. Число выходов в открытый космос – 1, продолжительностью работ - 2 часа 20 минут.
47abc1c920681f9cb897e266f0588e94.jpg
ИНТЕРЕСНО ПРО ПОЛЕТ: Первый космический полёт Владимира Ковалёнка пришлось прекратить досрочно - стыковку с орбитальной станцией осуществить не удалось из-за нештатного режима работы системы сближения.
Пребывая на орбите второй раз экипаж во главе с Владимиром Васильевичем провёл свыше 50 экспериментов, сделал большую коллекцию фотоснимков поверхности Земли и принял две экспедиции по программе «Интеркосмос», с участием космонавтов из Польши и ГДР.
В свой третий космический рейс Владимир Коваленок в качестве командира на космическом корабле «Союз Т-4 успешно провел стыковку с орбитальной станцией «Салют-6». Во время работы экипаж принял две международные экспедиции по программе «Интеркосмос» с румынским и монгольским космонавтами, а также провёл ремонтно-профилактические работы на станции.
31-4-11.jpg
Владимир Васильевич Коваленок родился 3 марта 1942 года в деревне Белое, Беларусь. После школы ушел по призыву в Вооруженные силы. До 1963 года обучался в Балашовском высшем военном авиационном училище летчиков. Также имеет диплом Военно-воздушной академии имени Юрия Алексеевича Гагарина. Служил в строевых частях военно-воздушных сил.
Коваленок принимал участие в третьем наборе 1965 года. Получил допуск Центральной военно-лечебной комиссии. Рассматривался на заседании мандатной комиссии 20 октября 1965 года, однако, в отряд космонавтов зачислен не был и оставался в резерве.
Приказом Главнокомандующего ВВС №369 от 7 мая 1967 года зачислен в отряд Центра Подготовки Космонавтов в качестве слушателя-космонавта. С мая 1967 по июль 1969 года проходил общекосмическую подготовку. Во время тренировки на канате получил серьезную травму голени, но смог вернуться к подготовке. Назначен космонавтом 3-го отдела 1-го управления 1-го научно-исследовательского института ЦПК 18 августа 1969 года.
С июня 1970 по декабрь 1973 год проходил подготовку по программе полетов на долговременной орбитальной станции «Салют» в составе группы и работал сменным оператором связи с экипажами в Центре Управления Полетов. С января 1974 по январь 1975 года проходил подготовку к полету в качестве командира 4-го (резервного) экипажа по программе полетов на орбитальной станции «Салют-4», вместе с Юрием Пономаревым.
Коваленок, с февраля по март 1975 года проходил подготовку в качестве командира 3-го (резервного) экипажа по программе полетов на ДОС «Салют-4», вместе с Юрием Пономаревым. С сентября 1975 по сентябрь 1977 года проходил подготовку в качестве командира 1-й основной экспедиции на орбитальной станции «Салют-6», вместе с Валерием Рюминым.
Первый космический полет Владимир Коваленок совершил с 9 по 11 октября 1977 года, в качестве командира космического корабля «Союз-25», вместе с Валерием Рюминым. Программа 96-суточного полета оказалась не выполнена, так как стыковку с орбитальной станцией не удалось осуществить ни в автоматическом, ни в ручном режимах.
0b3de00fee5fabe4687f5f9ce46456de.jpg
С ноября по декабрь 1977 года проходил подготовку в качестве командира 2-го (дублирующего) экипажа по программам 1-й основной экспедиции и 1-й экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6», вместе с Александром Иванченковым. До июня 1978 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа для полета на ДОС «Салют-6» по программе 2-й основной экспедиции, вместе с Александром Иванченковым.
Второй космически полет Владимир Коваленок совершил с 15 июня по 2 ноября 1978 года, в качестве командира 2-й основной экспедиции на орбитальной станции «Салют-6», вместе с Александром Иванченковым. Во время полета совершил один выход в открытый космос.
За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество полковнику Коваленку Владимиру Васильевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1980 году рассматривался в качестве командира основного советско-румынского экипажа по программе экспедиции посещения ОС «Салют-6», но предпочел вновь готовиться по программе основной экспедиции. До февраля 1981 года проходил подготовку в качестве командира 2-го, дублирующего экипажа для полета на «Салют-6» по программе 5-й основной экспедиции.
В феврале 1981 года по итогам экзаменов, а также из-за необходимости отправки на орбитальную станцию «Салют-6» опытного космонавта, Государственная комиссия приняла решение назначить экипаж Коваленок-Савиных основным, а экипаж Зудов-Андреев дублирующим.
Третий космический полет Владимир Коваленок совершил с 12 марта по 26 мая 1981 года, в качестве командира 5-й основной экспедиции на ДОС «Салют-6», вместе с Виктором Савиных. Продолжительность полета составила: 74 суток 17 часов 37 минут 23 секунды.
За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм полковник Владимир Васильевич Коваленок Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 мая 1981 года награжден орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».
В 1984 году окончил Военную академию Генерального штаба. Коваленок, 23 июня 1984 года выбыл из отряда космонавтов в связи с назначением на новую должность. До 1986 года являлся заместителем начальника Управления Центра подготовки космонавтов по подготовке космонавтов. Следующие два года занимал пост заместителя командующего Дальней авиацией.
1200px-Vladimir_Kovalyonok_05.jpg
Владимир Васильевич в 1988 году назначен заместителем начальника кафедры стратегии Военной академии Генерального штаба. С 1992 года на протяжении десяти лет являлся начальником Военно-воздушной инженерной академии имени Николая Жуковского. Доктор военных наук, профессор. В 2001 году избран Президентом российской Федерации космонавтики. С 2002 года генерал-полковник авиации Коваленок находится в запасе.
В настоящее время В.В. Ковалёнок является президентом Федерации космонавтики России.
Коллектив Музея-заповедника Ю.А. Гагарина сердечно поздравляет Владимира Васильевича с днём рождения и желает крепкого здоровья, хорошего настроения!

Материал подготовлен по информации из открытых источников.
Мария Белова, руководитель пресс-службы Музея-заповедника Ю.А. Гагарина.