15 июля 2024
В исторической литературе международную космическую миссию «Союз-Апполон» называют просто ЭПАС (экспериментальный полет «Аполлон»-«Союз»). Осуществилась эта легендарная экспедиция 49 лет назад, 15 июля 1975 года. Через 2 дня полета, 17 июля 1975 года, была совершена стыковка двух космических кораблей — советского «Союза-19» и американского «Аполлона». Это знаменательное событие вошло в историю как «рукопожатие в космосе».
Экспериментальный полет «Аполлон» - «Союз» (ЭПАС), стал результатом соглашения между СССР и США, заключенного 24 мая 1972 года. С этого момента началось сотрудничество стран в исследовании космического пространства. Для реализации программы ЭПАС требовалось решить массу проблем, одна из которых заключалась в том, что корабли разных стран были совершенно несовместимы.
Подготовка к полету шла почти пять лет. Особое внимание уделялось техническим вопросам, которые совместно решались советскими и американскими конструкторами. А претенденты на полет изучали практически с нуля незнакомый им язык.
15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур в Советском Союзе стартовал космический корабль "Союз-19", на борту которого находились командир Алексей Архипович Леонов и бортинженер Валерий Николаевич Кубасов. Через семь с половиной часов, в 22 часа 50 минут, когда в Москве была уже ночь, а в Америке еще был в самом разгаре день, с мыса Канаверал стартовал американский космический корабль "Аполлон". Американскую сторону представляли три члена экипажа: командир Томас Стаффорд, пилот командного модуля Вэнс Бранд и пилот стыковочного модуля Дональд Слейтон.
Экипажи космических кораблей: второй ряд Алексей Леонов - командир корабля «Союз-19», летчик-космонавт СССР, и Валерий Кубасов (справа) - бортинженер, летчик-космонавт СССР. Слева американские астронавты: Томас Стаффорд (стоит) - командир корабля «Аполлон», Дональд Слейтон (слева сидит), Вэнс Бранд, 1 апреля 1975 год
Спустя два дня, как корабли покинули Землю, американский корабль "Аполлон" приблизился к советскому кораблю "Союз". Впервые в истории космонавтики, в 19 часов 9 минут по московскому времени 17 июля 1975 года была осуществлена стыковка космических кораблей, созданных в разных странах.
Первым в гости в пристыкованный космический корабль «Союз» отправился командир американцев Стаффорд, тогда и случилось историческое рукопожатие с Алексеем Леоновым. «Открываю люк и вижу перед собой улыбающееся лицо Тома Стаффорда. Три года мы к этому шли. Я взял его за руку и втащил к себе в корабль», – рассказывал потом легендарный космонавт А. А. Леонов. Затем Стаффорд и Дональд Слейтон осуществили переход в советский корабль. В СССР за всем происходящим в прямом эфире наблюдали миллионы людей.
Историческое рукопожатие
Официальная часть была расписана плотно. В день стыковки и первого перехода экипажа «Аполлона» на «Союз» – обмен флагами, подписание совместного документа о полете, передача американскому экипажу флага ООН, символа мира на Земле, товарищеский ужин.
Сценария стыковки, его 1 страница
Интерес к полету во всем мире был очень высок.
Жители Хьюстона просматривают газетные репортажи о полете космических кораблей. Фотохроника ТАСС. США, 30 июля 1975 г.
Главными целями миссии были: испытание системы сближения на орбите и стыковочного агрегата, отработка перехода из одного корабля в другой, а также совместные научные исследования, эксперименты и спасательные операции в космосе.
18 и 19 июля смешанный американо-советский экипаж проводил совместную работу на "Аполлоне" и "Союзе". За время полета, который продлился 46 часов 36 минут, космонавты смогли изучить микробный обмен между членами команд, влияние невесомости и излучения на основные биоритмы, смоделировать искусственное солнечное затмение.
19 июля корабли расстыковались, при расхождении до 200 метров смоделировав эксперимент «Солнечное затмение» (когда «Аполлон» приближался к «Союзу-19», он загородил собой Солнце). Затем была осуществлена повторная стыковка. Через три часа корабли окончательно расстыковались.
21 июля 1975 года спускаемый аппарат советского корабля приземлился в 54 километрах северо-восточнее города Аркалык, а 25 июля американский корабль приводнился в Тихом океане, примерно в 600 километрах от Гавайских островов.
Два очень разных корабля и их соединение стали примером общей работы двух принципиально разных стран - СССР и США - и несли гораздо больший смысл, чем просто новое достижение в космической отрасли.
Пресс- конференция
5 августа 2021 года, в Калуге, на территории музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, был открыт памятный знак «Рукопожатие в космосе», автор: скульптор Игорь Бурганов.
Памятник состоит из нескольких элементов – это труба, которая изображает стыковочный переход между двумя модулями. И две фигуры – космонавтов, которые пожали руки после встречи в невесомости.
Памятный знак Рукопожатие в космосе
Предлагаем Вам воспоминания космонавтов и астронавтов, которые были опубликованы в журнале Живая история №2 -2015 (на тот момент их осталось четверо, Слейтон ушел из жизни первым).
Астронавт Томас Стаффорд (1975 г.): «Во время подготовки к полету мы не просто хорошо узнали друг друга. Мы по-человечески сблизились. Не доказательство ли это того, что наши два народа могут жить в мире, строить отношения на взаимопонимании, сотрудничестве. В этом смысле важность эксперимента с полетом «Аполлона» и «Союза» выходит за рамки космической одиссеи: рождается модель сотрудничества между нашими странами... Вчера, когда я в первый раз открыл люк и сказал «хелло» Валерию и Алексею, я подумал, что, открывая люки в космосе, мы открываем новую эру в истории человечества. Я уверен, что у этой эры хорошее будущее».
Астронавт Томас Стаффорд (2000г.): «25 лет назад я, конечно же, мечтал о том времени, когда космонавты и астронавты будут работать вместе. К счастью, мы теперь убедились, что наши усилия не были напрасными. Совместная работа по созданию Международной космической станции — блестящее тому подтверждение. Теперь я могу смелее строить прогнозы: убежден, что весь ХХI век мы будем вместе, и это очень верно, потому что только вместе нужно осваивать космос. Я счастлив, что за эти годы у меня появилось очень много друзей в России, но первыми среди них всегда были и будут Алексей и Валерий — ведь нас соединил полет, а что может быть надежнее и прекраснее, чем дружба, рожденная в космосе?!».
Астронавт Вэнс ДеВо Бранд (1975): «Русское гостеприимство известно. Но я не ожидал, что мои товарищи воспользуются им в полной мере. Итак, Том и Дик пошли в «Союз», а я остался в «Аполлоне». Но Стаффорд и Слейтон почему-то задержались в советском корабле дольше, чем было запланировано. Я слышал смех, разговоры. Русские фразы чередовались с английскими. Я уже начал беспокоиться: а вдруг мои товарищи там заночуют? Давно уже прошло время, отведенное программой для сна, а Стаффорд и Слейтон все не возвращались из «Союза». Тогда я сказал, что ложусь спать и не буду их ждать. Пожалуй, это-то и заставило Тома и Дика вернуться. Но когда я сам перешел в «Союз», мне тоже хотелось побыть подольше — очень гостеприимно встречали нас Алексей и Валерий».
Валерий Кубасов, Алексей Леонов, Томас Стаффорд, Вэнс ДеВо Бранд (слева направо)
Космонавт Валерий Кубасов (1975г.): «Наш полет имеет большое значение не только для разрядки международной напряженности, но и для безопасности космических полетов, для науки. Мы провели в этом полете несколько очень интересных экспериментов, но я хотел бы выделить «универсальную печь». Образцы, которые мы привезли из космоса, изучаются в институтах. Окончательные выводы можно сделать чуть позже, но уже сейчас ясно, что после нашего полета родилась космическая металлургия. На орбите можно создавать новые, необычные материалы, в которых нуждаются различные отрасли промышленности, в первую очередь электронная. Причем их производство в космосе гораздо эффективнее, чем в земных условиях. Теперь я могу смело предсказывать бурный взлет внеземной металлургической технологии».
Космонавт Алексей Леонов (2000г.): «По-разному складывались отношения между нашими странами за минувшие четверть века. Были и охлаждения в отношениях, но ни разу — подчеркиваю, ни разу — ни один из участников программы «Союз-Аполлон» не сказал ни единого недоброго слова о другой стороне. Более того, мы постоянно поддерживали самые теплые отношения, встречались и в Америке, и у нас, старались, чтобы традиции, рожденные в годы осуществления проекта «Союз-Аполлон», сохранялись и развивались. Том Стаффорд — один из тех людей, который поддерживал наше участие в программе Международной космической станции. Было время, когда в Конгрессе США очень жестко критиковали Россию за то, что мы не выполняли установленные сроки по созданию модулей для МКС, но генерал Стаффорд всегда был объективен и доброжелателен: он поддерживал нас, прекрасно понимая, в сколь трудном экономическом положении мы находимся... Так что вклад участников программы «Союз-Аполлон» в Международную космическую станцию очень большой!».
Алексей Леонов, известный не только как первый космонавт, совершивший выход в открытый космос, но и как прекрасный художник, продемонстрировал портреты членов американского экипажа, написанные прямо на орбите. Космонавт похвалил американский «Аполлон», в том числе за большое количество иллюминаторов для наблюдения Земли, и выразил надежду в будущих полетах увидеть нашу планету с более далекого расстояния. Он написал несколько картин, посвященных этому необыкновенному полету, а также в 1977 году вышла его книга «Солнечный ветер», в которой Алексей Леонов описал и сам полет, и подготовку к нему.
Картина А.А. Леонова «Союз-Апполон»
Фото карикатур
В Америке один из журналистов спросил Алексея Леонова: «А не слишком ли дорого обходятся космические программы?» Космонавт ответил коротко: «Если бы испанская королева в свое время пожалела денег на полет Колумба через океан, то мы бы сейчас не встретились в этом зале». Ответ заслужил аплодисменты. Алексей назвал экспедицию Колумба «полетом», и в этой оговорке мы почувствовали дыхание ХХ века - столетия полетов за пределы Земли. Пора уже следом за Фридрихом Цандером провозгласить: «Вперед, на Марс!».
Полетаева Светлана Васильевна-организатор экскурсий.
В статье использованы материалы книги А. Леонова «Солнечный ветер» и информация из открытых источников.
Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня