ru en zh
Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Образование в Гжатском уезде в XIX веке

Образование в Гжатском уезде в XIX веке



30 июня 2022 Вторая половина XIX века в истории Российского государства отмечена огромными преобразованиями практически во всех сферах жизни общества. Реформы Александра II — отмена крепостного права, изменение социальной структуры, развитие экономики ускоренными темпами, введение всеобщей воинской повинности, создание системы местного самоуправления, преобразование судебной системы, форсированное железнодорожное строительство к началу XX века способствовали значительному сокращению отставания России от стран Западной Европы. В этих условиях стране остро необходимы образованные люди не только среди высших сословий, но и среди крестьян, ведь свыше 98% населения России составляли крестьяне. Поэтому встает вопрос модернизации системы образования, так как по существующим реалиям не все крестьянские дети могли получить образование. До отмены крепостного права, согласно Уставу 1828 года, образование носило замкнутый сословный характер. Крестьяне имели право получать образование только в приходских школах; в уездных училищах учились дети купцов, мещан, ремесленников; гимназии же предназначались для детей дворян и чиновников. Правительство считало, что обучение крестьян в средних и высших заведениях приносит двоякий вред: «с одной стороны, сии молодые люди, получив первоначальное воспитание у помещиков или у родителей нерадивых, по большей части входят в училище уже с дурными навыками и заражают ими товарищей своих в классах, или чрез то препятствуют попечительным отцам семейств отдавать своих детей в сии заведения; с другой же, отличнейшие из них, по прилежности и успехам, приучаются к роду жизни, к образу мыслей и понятиям, не соответствующим их состоянию». Считалось, что дети крепостных учась в приходских школах получают знания необходимые для их сословия.

В данной небольшой работе мы покажем, как обстояли дела с начальным образованием в Гжатском уезде Смоленской губернии. Работа строилась исключительно на статистических источниках и носит просветительный характер.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о том, где учились крестьяне на Гжати, сколько учебных заведений существовало, необходимо рассмотреть, что же собой представляло начальное образование во второй половине XIX века.

Согласно «Положению о народных училищах» от 18 июля 1864 года начальное образование представлялось следующими типами школ:
— государственные (министерские);
— воскресные;
— частные;
— церковно-приходские;
— земские.

Раньше школы могли открывать только государство и церковь. Теперь же организовывать школы разрешалось частным лицам и общественным организациям (учреждениям), то есть мы видим, что согласно «Положению о народных училищах» была ликвидирована монополия государства на образование. Отныне в школах могли обучаться дети всех сословий. Образование становится общедоступным и всесословным. В таких школах срок обучения составлял не более 3 лет с преподаванием русского языка, арифметики и Закона Божьего.

В тоже время, несмотря на прогрессивную реформу образования крестьянская семья, которая по своей сути являлась консервативной, костной, патриархальной неоднозначно восприняли возможность получения образования. С одной стороны, крестьянам было не до получения образования, из тяготили другие вопросы, в первую очередь, связанные с землей. С другой стороны, возрастала необходимость повышения уровня грамотности, в условиях модернизации государства. Об этой неоднозначности говорил Александр Николаевич Энгельгардт — один из самых известных ученых, писателей и общественных деятелей 60-х — 80-х гг. XIX века: «Заметно также увеличивается стремление к образованию, к грамотности. Когда была мода на разведение грамотности, вскоре после „Положения“, и у нас была при волости школа, то в эту школу приходилось собирать ребят насильно, отцы не хотели отдавать детей в школу, считали отбывание школы повинностью. Неохотно отдавали отцы детей в школу, неохотно шли и дети, да и до школы ли было, когда ребята зимой ходили в „кусочки“? Потом волостная школа, не знаю почему — мода, должно быть, прошла, — была закрыта. Позднее была открыта школа при селе, но и то для поповского сына, чтобы ему в солдаты не итти, говорили мужики, учеников же в школе было мало. В последние же годы стремление к грамотности стало сильно развиваться. Не только отцы хотят, чтобы их дети учились, но и сами дети хотят учиться. Ребята зимою сами просят, чтобы их поучили грамоте, да не только ребята, а и взрослые молодцы: день работают, а вечером учатся грамоте. Даже школы свои у крестьян по деревням появились. Подговорят хозяева какого-нибудь грамотея-учителя, наймут у бобылки изобку — вот и школа. Ученье начинается с декабря и продолжается до Святой. Учитель из отставных солдат, заштатных дьячков, бывших дворовых и тому подобных грамотеев, получает за каждого ученика по рублю в зиму и содержание. Относительно содержания учителя родители учеников соблюдают очередь. Во дворе, в котором находится один ученик, учитель живет, например, три дня, там же, где два ученика, — шесть дней и т. д., подобно тому, как деревенский пастух. Изба для школы нанимается родителями сообща, дрова для отопления доставляются по очереди, учебные книги, бумага, грифельные доски покупаются родителями».

Следует также отметить, что наибольший вклад в процесс повышения уровня крестьянской грамотности внесли земства {земства (земские учреждения) - выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости}, которые занимались не только открытием школ в волостях, но и подготовкой педагогических кадров.

В 80-х годах XIХ века в 12-ти уездных городах Смоленской губернии насчитывалось 87 учебных заведений с 5149 учащимися (3638 мужского и 1511 женского пола). В селах и деревнях 314 училищ с 14 414 учащимися (13 023 мальчиками и 1391 девочками).

Согласно переписи за 1885 год в Гжатском уезде проживало 108972 душ обоего пола: 53120 душ мужского пола и 55852 душ женского пола. Гжатский уезд считался одним из самых густонаселённых. Для сравнения в Вяземском уезде насчитывалось чуть больше 105 тысяч душ обоего пола. Всего грамотных мужчин 15369, женщин — 2031, то есть всего 16% грамотных душ обоего пола.

Этот процент грамотности был не равномерен по волостям. Максимальный процент грамотности наблюдался в Корытовской волости — 26,9%. Минимальный показатель составлял 8,4% в Ивакинской волости. В Клушинской волости процент грамотности составил всего11,9%.

Процент учащихся в волостях Гжатского уезда также был не велик. В Клушинской волости он составил 1,5%, в Самуйловской — 1,6%, в Пречистенской волости — 1,9%. Наибольший процент учащихся наблюдался в Колокольнинской волости — 3%.
Всех официальных школ в уезде — 27, размещены они в 22 волостях. При чем в пяти волостях имеется по 2 школы, а в 10 волостях нет ни одной.

Образование в Гжатском уезде

Если брать во внимание, что к 80-ым годам XIX века в Гжатском уезде насчитывалось 32 волости с 856 селениями, то приведенные выше данные говорят нам о том, что школ в уезде катастрофически не хватало. Одна школа в среднем могла приходиться на 4040 жителей и одна на 35 селений. В среднем на школу приходилось 40 мальчиков и 10 девочек.

Число селений, которые пользовались официальной школы — 304 с населением в 39312 душ обоего пола. Получается, что 551 селение с населением 69660 душ обоего пола не имели возможности пользоваться официальной школой.

В Гжатском уезде из 551 селений, не пользующихся официальной школой, 230 нанимают своих учителей.

В волостях и селениях Гжатского уезда наблюдалось три типа найма учителей.

1 тип
Обычная форма найма — учитель получает плату от каждого ученика помесячно от 40 до 60 коп., иногда сумма может быть больше, но это редко. Продовольствие и квартиру учитель получает по очереди в дворах своих учеников. Помещение для обучения отводится по очереди в избах своих обучающихся или же нанимается одно постоянное помещение.

2 тип (не часто, но распространен)
Местный или пришлый учитель — отставной солдат, «векоуха» {векоуха (вековуха) – одинокая женщина, не бывшая замужем (Малый академический словарь)} , «бобылка» {бобылка – бедная женщина, вдова, живущая в людях, по задворкам, или в келейке} , местный крестьянин, реже лица духовного звания. Обучающиеся находятся в своем или наемной избе. В таком типе найма оплата была разного вида: от 40 до 60 коп. в месяц или с платой зимой от 2 до 3 рублей или плата происходила за выучку.

3 тип (так называемые «дома»)
Обучение младших старшими. В таких школах, как правило, учеников не много. Однако, в случае неурожайного года или нехватки подходящего учителя такие школы не работают.

В одной из деревень Пречистенской волости сын крестьянина уже 5 лет занимается обучением других с платой по 2 рубля в зиму от ученика. В Самуйловской волости отставной фельдфебель занимается обучением три года, учит в своей избе с платой по 75 коп. в месяц с ученика. В Колокольнинской волости обучением занимается «векоуха» уже 12 лет.

Как уже писалось выше не все волости и селения имели доступ к официальным школам, поэтому им приходилось пользовались неофициальной. Например, Ивакинская волость, в которой насчитывалось 14 селений, не имела доступа к официальной школе. Всего одно селение нанимало учителя. Воробьевская волость не имела официальной школы, поэтому из 11 селений 8 нанимало учителей. Острицкая волость с 46 селениями, из которых 2 селения пользовались официальной школой, а 43 селения нанимали учителей. В Клушинской волости насчитывалось 25 селений, из которых 6 имели доступ к официальной школе. Еще 15 селений нанимали учителя. Самуйловская волость имела 32 селения, из которых 12 пользовались официальной школой, еще 15 селений нанимали учителей. В Столбовской волости насчитывалось 10 селений, 8 из которых имели доступ к официальной школе, но и еще 5 селений пользовались неофициальной школой.

Не все волости могли пользоваться официальной школой. И в первую очередь это было связано с расстоянием. Например, в Клушинской волости имелась одна официальная школа. Этой школой пользовалось одно селение, располагавшееся от школы в пределах одной версты {верста - ста­рая русская ме­ра дли­ны, после реформы Петра I равна 1,0668 км}, 2 селения в пределах 3 верст, 3 селения в пределах 5 верст. Неофициальной школой в Клушинской волости пользовалось 1 селение, располагавшееся в пределах 1 версты, 1 селение в пределах 2 верст, 2 селения в пределах 3 верст, 32 селения в пределах 4 верст, 9 селений в пределах 5 верст. В Самуйловской волости была одна официальная школа, которой пользовались 1 селение в пределах 1 версты, 2 селения в пределах 2 версты, 4 селения в пределах 3 верст, 3 селения в пределах 4 верст, 3 селения в пределах 5 верст. Неофициальной школой в Самуйловской волости пользовались 15 селений, расположенные в пределах 5 верст до школы.

Образование в Гжатском уезде

Школами, которые располагаются на расстоянии свыше 5 верст могли пользоваться только в том случае, если при школе есть свои квартиры или же если учащиеся могут поселиться у кого-либо из крестьян в доме в той деревне, в которой находится школа.

Из всего выше написанного, мы видим, что школ в Гжатском уезде не хватало. Однако, несмотря на недостаточное количество учебных заведений волостях уезда, в самом городе Гжатск дела с образованием обстоят намного лучше, даже находилось одно среднее учебное заведение. Согласно В. С. Орлову в городе насчитывалось 6 учебных заведений: мужское городское трехклассное училище (1805 г.), Александровская женская прогимназия (1880 г.), городское приходское женское училище (1896 г.), одноклассная церковно-приходская школа мальчиков (1891 г.), школа девочек (1896 г.). сам город к концу века имел один из самых высоких процентов грамотных мужчин (34,5%) и грамотных женщин (21,7%) среди уездов Смоленской губернии.

Используемые источники и литература
1. Сборник статистических сведений по Смоленской губернии: Т. 3. Гжатский уезд. — Смоленск, 1887. — 645 с.
2. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Том II. 1827 г. — СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. — 1561 с.
3. Орлов В. С., Чернобаев А. В. Гжатск. — Смоленск: Смоленское кн. изд-во, 1957. — 237 с.
4. Энгельгардт А. Н. Из деревни: 12 писем 1872-1887. — М.: Мысль, 1987. — 639 с.



Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
График работы
x
16 ноября 2025

Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня

Полный график работы