ru en zh
Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Провинциальные истории в письмах. Михаил Петрович

Провинциальные истории в письмах. Михаил Петрович



29 марта 2023 Продолжая семейную историю Жуковых, начатую в предыдущей статье, хочется напомнить тебе, дорогой читатель, о замечательном гжатском художнике, из-под кисти которого выходили завораживающие природные и городские пейзажи, неповторимые портреты, где источником вдохновения для автора становились не только близкие ему люди, но и простые горожане. Речь идёт о Михаиле Петровиче Жукове, которого с полным правом можно назвать провинциальным романтиком.
1.jpg
Михаил Жуков. г. Гжатск, 1903 г.

Из небольшого уездного Гжатска Смоленской губернии Михаил в 1902 году приехал поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, «каковое впоследствии и окончил по классу любимого профессора К. Коровина». Он обошёл на экзаменах в престижное учебное заведение многих конкурентов, уже получивших базовое (художественное) образование. Члены приёмной комиссии сумели разглядеть в юноше из провинции задатки будущего художника, способного остро чувствовать и любить красоту родной природы.
2.jpg
Жуков М.П. Отец. 1911г. Бумага, карандаш.

В мае 1914 года Михаил Петрович окончил полный курс архитектурного отделения училища. Через три месяца начнётся Первая мировая война. Жуков на фронте, затем - демобилизация по болезни. Революция и последовавшие за ней события переломили его судьбу. Михаил Петрович не был в числе тех, кто растратил свой талант на восхваление новой власти. Не испытывавшая прежде житейских трудностей семья была вынуждена теперь ограничивать себя в самом необходимом. Но главное для художника были проблемы, связанные с реализацией себя в искусстве. Зачастую приходилось работать «в стол». Впрочем, в среде коллег по цеху он продолжал пользоваться заслуженным уважением.
3.jpg
В Париже. 1912г.

В начале 1930-х годов для Жукова начнётся новый «московский период», в ходе которого он был вынужден расстаться с мечтой о карьере свободного художника. Михаилу Петровичу пришлось кормить семью преподавательской работой. Одно время он был школьным учителем черчения и рисования, трудился в московском хлопчатобумажном техникуме (при Трёхгорной мануфактуре). Нечасто удавалось выбрать время, чтобы взять в руки кисть и заняться любимым делом.
4.jpg
Жуков М.П. Женский портрет. 1912г. Бумага, масло.

Война застала художника в столице. В своём исповедальном письме сыну Жуков как будто предчувствует свой скорый уход. Он всё глубже сознавал, что далеко не в полной мере сумел реализовать свой талант, данный ему природой.
«29 апреля 1942 г. Москва.
Мой родной – мой дорогой Олег – все твои письма получил – в том числе рощу Шишкина. Чудесное – трогательное письмо – я его застеклил, и оно висит над столом у меня. – Ты в нём весь сказался со всей своей душой, каким я тебя всегда и считал, и любил, любил всегда какой-то особенной, тревожной за каждый твой шаг, любовью…
Помнишь ли ты первый чудесный сентябрьский день, солнечный и я тебя на огороде посвящал в тайны ловли в западню синиц? Вместе с тобой я был таким же ребёнком, как и ты, и разве в те минуты мог ли понимать нас кто-нибудь? Вот такой привязанностью, такой жизнью о тебе я и жил и живу по сей день, и вся моя надежда и упование на лучшие времена только ради тебя…
5.jpg
Жуков М.П. Автопортрет. 1913г. Бумага, пастель.

Два дня тому назад я окончательно со своим диваном перешёл в свою комнату и понемногу привожу её в порядок и только холод всё ещё никак не даёт развернуть работу во всей её полноте. Стол стоит теперь у окна, по-новому стоит и вся прочая немудрёная мебель. Появился такой предмет – прямой мольберт, и комната сразу приняла вид мастерской художника…
А знаешь, что я тебе скажу, что ты ещё не нашёл своей истинной специальности, и кто знает, может быть, ты ещё больший художник, чем я. В твоих двух-трёх этюдах из окна, по существу, таких не сложных и простых, столько неуловимой прелести, какой-то особенной радушной гаммы, что для меня иногда является как бы откровением, и я по-новому смотрю на окружающую меня природу. В том-то и очарование искусства, что оно не копирует природу, но как музыка говорит и поёт в красках о природе. И часто вижу нас с тобой с удочками и этюдниками, бредущими вдоль реки. Будет ли когда это чудесное время?
6.jpg
Михаил Жуков (слева), участник Первой мировой войны. 25.05.1917г.

С 1 мая я ухожу с работы. Мне по врачебной комиссии дали 2-ю группу /была 3-я/, которая даёт право не работать и жить на пенсию соцобеспечения. Благодаря освободившемуся времени я вновь включился в Союз художников, где мне сейчас же дали рабочую карточку, закрытый продуктовый распределитель и собственную столовую в городке художников на Верхней Масловке, около стадиона Динамо. Таким образом, со стороны Союза сделано всё, чтобы художники-члены могли спокойно, «как птицы небесные», работать и в красках петь свои песни. С 1 мая заживу уже по-новому свободной жизнью и в моей мастерской запахнет масляной краской, то скипидаром…
Мой дорогой Олег, поверь, что у тебя большое глубокое дарование художника, и только моя ПРЕСТУПНАЯ скромность на долгие годы испортила мою личную жизнь и вместе со мной и вашу, что себе не могу простить, потому что вижу на выставках вещи не высокого порядка, но авторы их имеют ИМЕНА.
7.jpg
Жуков М.П. Автопортрет «Революционный столбняк беспартийного художника». 1926г. Бумага, акварель.

Правда, в эти минуты войны не до искусства. Но будет время, когда навсегда заглохнут ужасы всех войн, и я безмерно хочу, чтобы Господь сохранил тебе жизнь, а ты найди себя в искусстве, вспомни обо мне и напиши ряд чудесных пейзажей.
Целую тебя крепко. Пиши два-три слова, с меня довольно. Буду знать, что жив. Твой папа».
Михаила Петровича не станет 12 мая 1942 года. В пустой московской квартире на Тестовской он умрёт на руках Василия Тимофеева, близкого друга детства. Жукова похоронят на Ваганьковском кладбище, ставшем последним пристанищем членов его семьи.
8.jpg
Михаил Жуков. г. Москва, 1939г.

Спустя без малого сто лет мы имеем возможность познакомиться с работами мастера, которые, будто звуки музыки, и сегодня оказывают глубокое эмоциональное воздействие на тех, кто впервые знакомится с творчеством незаслуженно забытого «певца» русской провинции.


⃰ Авторская орфография и пунктуация сохранены

Маргарита Лебедева, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела Музея-заповедника Ю.А. Гагарина



Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
График работы