Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Выбрать город

«Россия должна освободиться от иностранной зависимости! Всё своё!»



23 Ноября 2022 В начале октября в фонды ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина» был передан найденный в земле чугунный цельнолитой утюг, из-за загрязнения на нём была видна лишь надпись: «№4». После очистки в верхней части стало прорисовываться изображение типичного дворянского родового герба и едва читаемое слово: «Мальцов», находившееся над гербом, это и привлекло взгляд сотрудников. Ведь «Мальцов» для нашего города - фамилия известная!

DSC_2892.JPG
DSC_2893.JPG
DSC_2895.JPG

История купеческого рода Мальцовых берёт своё начало со времён основания Гжатской пристани. Мальцовы, как и многие другие местные купцы, на накопленные капиталы открывали свои небольшие заводы и фабрики. Близ Гжатской пристани Мальцовы занимались стекольным производством.

В период правления дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны, в 1754 году вышел указ Сената «Объ униктоженіи всѣхъ хрустальныхъ, стекляныхъ и желѣзныхъ заводовъ въ 200 верстахъ отъ Москвы отстоящихъ; о дозволеніи заводить оные далѣе сего разстоянія во всѣхъ мѣстахъ переводить на оные съ уничтоженныхъ заводовъ крестьянъ и людей, и о строгомъ наблюденіи въ Московской и Тверской Губерніяхъ о сбереженіи лѣсовъ» . Указом предписывался перенос заводов и фабрик, находящихся в 200 верстах от Москвы, в том числе и с Гжатской пристани, ввиду чего Мальцовы были вынуждены переносить производства в соседние Калужскую, Орловскую и Владимирскую губернии. Особо примечателен перенос Акимом Васильевичем Мальцовым мануфактуры по производству хрусталя с земель близ Гжатской пристани Московской провинции Можайского уезда на реку Гусь Владимирской губернии, давший начало знаменитому на всю Россию хрусталю, да и будущему городу Гусь-Хрустальный, который до 1926 года носил имя – Гусь-Мальцевский, а после, став в 1931 году городом, был переименован в Гусь-Хрустальный. Жена Акима Мальцова - Мария Васильевна Мальцова стала основателем Дятьковского хрустального завода в деревне Дятьково Брянского уезда Орловской губернии. Помимо этого, было основано немало прочих заводов, что сделало Мальцовых достаточно крупными промышленниками Российской империи. Эту «промышленную империю» унаследовал их сын – Иван Акимович Мальцов. Ему удалось продолжить развитие семейного дела и даже при посредничестве Грибоедова А.С. начать торговлю с Персией. После смерти Ивана Акимовича многочисленные предприятия перешли под контроль его сына Сергея Ивановича Мальцова.

maltsov-gigapixel-standard-scale-2_00x.png
С.И. Мальцов

С.И. Мальцов окончил воинскую службу в чине генерал-майора. Свободно владея тремя языками, Мальцов отправился в путешествие по Западной Европе, но не с праздной целью, а чтобы воочию увидеть, как там организовано производство и его инфраструктура.

Получив наследство отца, Сергей Иванович создал собственный промышленный район в Калужской, Орловской и Смоленской губерниях, куда входили 25 крупных предприятий, в том числе чугунолитейные и машиностроительные, ещё 103 предприятия их обслуживали. Связь меж ними обеспечивала узкоколейная железная дорога с 8-ми фунтовыми рельсами, которую, не будучи инженером, спроектировал сам С.И Мальцов, паровозы для узкоколейки также были созданы по чертежам Мальцова. Дорога протяжённостью 203 версты, на которой насчитывалось 26 паровозов, 461 товарный вагон, 52 пассажирских вагона и 142 платформы. Обслуживанием узкоколейки занимались местные крестьяне, а в топку вместо дров шёл уголь исключительно из местных месторождений. По описаниям современников, промышленный район напоминал Урал с его месторождениями природных ископаемых и крупными предприятиями со множеством рабочих.

Одним из первых в Российской империи завод Мальцова в Людиново Калужской губернии освоил производство паровозов и вагонов, за 10 лет произведя 373 паровоза и 11 тысяч вагонов к ним, а также самих рельсов, что было очень важно для строительства и расширения сети железных дорог огромной страны. Пусть первая в России железная дорога – Царскосельская - была построена из иностранных рельсов, зато вторая – Николаевская - уже из рельсов производства мальцовских заводов. Также завод в Людиново производил паровые машины для Петербургского оружейного завода «Арсенал» и Тульского оружейного завода, и первым в России был создан винтовой двигатель для судов. Мальцовские пароходы американского типа ходили по Днепру и Десне . Конечно, строительство речных судов не было главной целью, они были лишь средством для сбыта продукции по рекам к торговым местам и заграницу, ведь продукция Мальцовых продавалась не только в России, но ещё и в Румынии, Болгарии, Османской империи.

Видя бурно развивающийся рынок, Сергей Иванович понимал, что невозможно обеспечить выживаемость и конкурентоспособность предприятий, если производить узкий ассортимент товара. Поэтому открываются кирпичные, столярные, канатные фабрики, а также фабрика фаянсовой и эмалированной посуды в селе Лесное на реке Болхве, где, кстати, была изготовлена первая российская эмалированная посуда.

Помимо промышленности, С.И. Мальцов занимался и развитием сельского хозяйства и образования, организовывая для своих крестьян школы и ремесленные училища, где, по подсчётам историка А.А. Корнилова, обучалось более 1,5 тысяч человек. А в Дятьково Брянского уезда Орловской губернии была организована больница на 50 коек, которой рабочие, крестьяне и служащие мальцовских предприятий могли пользоваться совершенно бесплатно. Конгломерат мальцовских заводов представлял собой практически автономную экономическую зону, обеспечивавшую себя всем необходимым. Главным лозунгом С.И. Мальцова было: «Россия должна освободиться от иностранной зависимости! Всё своё!».

Пресса хвалила Мальцова за образцово-показательную организацию производств и за то, что никогда ни один рабочий не был им оскорблён или уволен за плохой проступок, получая в наказание лишь кроткие меры, а крепостные не получали телесных наказаний. Рабочие мальцовских заводов знали о том, что они не будут брошены и о них непременно позаботятся.

С.И. Мальцов был патриотом России, что доказывалось не словом, а делом. Во время Крымской войны он продавал в армию пушечные лафеты в два раза дешевле, чем обычно. С.И. Мальцов считал, что все беды от легкомысленных реформаторов, которые всё пускают на самотёк, в отличие от мудрых Петра I и Екатерины II, которые в его глазах были эталоном управленческой мысли.

Незадолго до своей смерти С.И. Мальцов, боясь, что его наследники, разделив район между собой, порвут экономические связи и погубят детище, постановил создать Товарищество Мальцовских заводов, в уставе которого обязал правление выделять деньги на социальные нужды рабочих и крестьян. После смерти Сергея Ивановича в 1893 году дела у Товарищества шли из рук вон плохо, образовались многомиллионные долги, и Товарищество попало «под государственную опеку». Тут подсуетились англичане, предложившие выкупить всё за 30 миллионов рублей (порядка 3,38% доходов бюджета за 1892 год) , но государство запросило 40 миллионов и цену не сбрасывало .

После смерти Мальцова Товарищество преобразовали в Акционерное Общество Мальцовских Заводов (АОМЗ), занимавшееся производством и продажей вагонов, как обычных, так и узкоколейных, пароходов, локомобилей, паровых машин, двигателей внутреннего сгорания, отопительных котлов, пожарных насосов, сельскохозяйственного оборудования, рельсов для железной дороги, цемента, товаров пищевой промышленности и мелких товаров народного потребления, таких как данный цельнолитой чугунный утюг «Мальцов №4». Утюг имеет товарный знак АОМЗ, зарегистрированный Министерством финансов Российской империи 12 декабря 1903 года за №18511. Мы можем сделать вывод, что утюг произведён в период с 1903 по 1918 годы. Чугун имеет хорошую коррозионную стойкость, за счёт чего утюг неплохо сохранился.

4-.jpg

Многие из заводов, основанных С.И. Мальцовым, работают по сей день, например, завод портландцемента в Фокино Брянской области, обеспечивавший цементом ключевые и важные стройки Советского Союза и Российской Федерации, в том числе Смоленскую АЭС, питающую электричеством нашу и не только нашу область, Московский метрополитен, ДнепроГЭС, Волго-Донской канал, нефтепровод «Дружба», все «сталинские высотки» в Москве, Кремлёвский Дворец съездов, спорткомплекс «Олимпийский», мемориальный комплекс Победы на Поклонной горе, Храм Христа Спасителя, здание «Газпрома», подземный торговый комплекс на Манежной площади, Московскую кольцевую автодорогу, ряд объектов Крайнего Севера и, что самое примечательное, - космодром «Байконур», откуда 12 апреля 1961 года совершил полёт в космос наш земляк – первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин.

Таким образом, обычный цельнолитой чугунный утюг даёт возможность взглянуть на деятельность одного из главных промышленников России XIX века, давшего мощный толчок развитию российской промышленности. Сегодня, по прошествии 129 лет с момента смерти С.И. Мальцова, сохранившиеся до наших дней его предприятия до сих пор дают нашей стране возможность «иметь своё».
Теперь утюг «Мальцов №4» пополнит фонды ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина».

Хритоненков В.А., специалист по комплектованию музейных предметов


Возврат к списку