ru en zh
Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Великий полководец Третьяк: к 100-летию первого коменданта освобожденного Гжатска

Великий полководец Третьяк: к 100-летию первого коменданта освобожденного Гжатска



20 февраля 2023 Сегодня 20 февраля 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда Ивана Моисеевича Третьяка – советского военачальника, генерала армии, заместителя министра обороны СССР (1986-1991), Главнокомандующего Войсками ПВО СССР, первого военного коменданта города Гжатска.
Tretyak.jpg
Будущий генерал армии Иван Третьяк родился в 1923 году. В Красную армию был призван в 1939 году. В 1941 году окончил Астраханское стрелково-пулемётное училище. В 1941 году, когда началась война, ему было всего 18 лет. Практически ещё молодой мальчишка ушёл воевать.
TxZB9u8fACs.jpg
Иван Третьяк воевал в составе 29-й гвардейской Краснознамённой дивизии. Весной 1943 года 29-я гвардейская стрелковая дивизия освобождала Гжатск, и некоторое время Иван Третьяк даже был комендантом города. Из воспоминаний самого Ивана Моисеевича, сохраненных в автобиографической книге «Храбрые сердца однополчан»: «До определенного момента боя гвардии полковник А. Т. Стученко держал наш учебный батальон в резерве дивизии. А с наступлением ранних зимних сумерек вывел подразделение в район, откуда бы можно нарастить, усилить атаку частей, штурмующих Гжатск. Маневр был задуман и рассчитан верно. Батальон очень помог стрелковому полку, ворвавшемуся в город первым.
На рассвете 6 марта полки дивизии предприняли один штурм города, а вслед за ним — второй, еще более решительный. Гжатск был взят и полностью очищен от фашистов.
В результате ожесточенных боев советские войска на нашем направлении ликвидировали плацдармы противника на берегу Волги северо-восточнее Ржева. Тем самым удалось сковать силы группы армий «Центр» и значительную часть вражеских оперативных резервов. Противнику не дали планомерно отвести войска и выровнять линию фронта.
Жители Гжатска, которых в городе оставалось немного, встретили нас очень радушно. Вперемешку с военными полушубками и шинелями чернели на улицах штатские пальто и зипуны. Измученные оккупантами, ожидавшие нашего прихода в течение долгих месяцев обороны, люди теперь не хотели расставаться со своими освободителями ни на минуту. Зазывали в дом, у кого он уцелел, угощали печеной картошкой и морковным чаем, что у кого нашлось.
8.jpg
Каких только не было встреч в первый день освобождения! В числе других горожан к командованию дивизии обратился старый русский священник, жалуясь со слезами на глазах, что гитлеровцы превратили церковь в скотобойню, потом завалили ее разным хламом, и под ним теперь похоронена вся церковная утварь, представляющая большую ценность для всех прихожан. Вместе с ним пришли пожилые люди, старики и женщины, они тоже плакали и просили помочь спасти церковное имущество. Что было делать? Помогли мы добрым людям и в этом: направили саперов, откопали утварь. Само здание церкви было изрядно повреждено, и священник с прихожанами временно заняли один из уцелевших домов.
Поблагодарив нас, группа почтенных жителей во главе со священником попросила нескольких офицеров, в том числе и меня, «уважить», зайти к ним во время богослужения. Отказать — значит горько обидеть. А кроме того, никогда мы не видели этих обрядов, и велик ли грех, если ради любопытства заглянуть, посмотреть со стороны?
В церкви, как нам показалось, происходило не богослужение, а, скорее, патриотический митинг. Были тут старые и молодые, набожные и неверующие. Священник в своей проповеди призывал суровую божью кару на головы врагов-супостатов, желал доблестному советскому воинству правой победы.
Люди всячески выражали свое одобрение его словам. В церкви держался оживленный многоголосый гул. Не особо внимательно прислушиваясь к проповеди, я думал о патриотизме людей, в котором едины своими помыслами и стар и млад.
Несколько позже меня вызвали в политотдел дивизии. Направляясь туда, я думал, как и чем объяснить свое любопытство — ведь не иначе как за посещение церкви будут ругать. Но почему только меня? Я же там не один был...
Но мои предчувствия не оправдались. Начальник политотдела и зашедший вскоре в избу комдив заговорили со мной совсем о другом: как смотрит гвардии капитан Третьяк на то, если его назначить комендантом Гжатска? А как мне было на это смотреть... Прикажут — буду исполнять.
Там же, в политотделе дивизии, услышал я, какие отзвуки получила история с церковной утварью в зарубежной прессе. В английских газетах, как мне рассказали, появилась заметка о том, что, дескать, Красная Армия действительно несет всем освобождение и даже не притесняет религию; в подтверждение тому приводился факт спасения советскими солдатами церковной утвари из-под развалин.
И вот на непродолжительное время, в течение которого дивизия стояла на месте, я сделался военным комендантом города Гжатск.
Ко мне шли люди, обращаясь с разными просьбами: кому надо было избу поправить, кому провизией, топливом помочь. Мизерные возможности комендатуры трудно было делить на всех. Но нашлось у меня немало добровольных помощников. Солдаты, толкавшиеся около комендатуры, только и ждали, когда кто-нибудь придет и попросит: «Сынки, кровлю бы чуток поправить...» Шли к избе целой бригадой и работали в охотку. Особое старание проявляли солдаты в возрасте, отцы семейств, чьи руки давно истосковались по домашней работе.
Один из «активистов» комендатуры, ловко действуя ножовкой, вставлял аккуратные квадратики фанеры вместо выбитых стекол в окна и говорил сгорбленному старику:
— Вот и теплее у тебя в избе будет, отец. Может, и мне будет теплее... А то на войне, понимаешь, все рушить да рушить доводится, тут же нужным делом руки обогрел».
В августе 1943 года дивизия, в которой продолжил воевать Иван Третьяк, освободила город Ельню. В бою под Ельней, когда горстка бойцов вот–вот могла быть уничтожена противником, капитан Третьяк вызвал огонь дивизионной артиллерии на свой командный пункт. Всех бойцов он вывел из окружения живыми. Воевал Иван Третьяк не просто мужественно, отважно, а лихо, дерзко и по–своему вдохновенно. Но жизнями солдат никогда попусту не рисковал. Берег и ценил каждого. Потому любили его и бойцы, и командиры. Его непосредственный начальник генерал А.Т.Стученко так характеризовал Ивана Моисеевича: «Любили мы Ваню Третьяка за безумную храбрость, за то, что он шел на любое задание, каким бы оно ни было трудным. Казалось, скажи ему: «Третьяк, приволоки Гитлера!» — он наверняка ответил бы: «Слушаюсь!» — и пошел бы добывать. Таким был он и в бою. Инициативный, отважный, умный офицер, который творчески решал исключительно сложные задачи, добивался блестящих побед».
Участвуя в боях, переживая все военные тяготы, этот юноша проявил истинные мужество и героизм. Участвовал в боях на Западном и 2-м Прибалтийском фронтах, командовал ротой, был заместителем командира, а с июля 1943 года — командиром стрелкового батальона. . В 1944 году, когда Ивану был всего 21 год, он стал командиром 87 гвардейского стрелкового полка!
9.jpg
Только вдумайтесь в этот факт: двадцатиоднолетний парень стал командиром полка, более того - гвардейского полка, а высокое звание «гвардейский» воинским частям просто так «направо и налево» не раздавали!
Солдаты этого полка сумели выделиться отвагой и бесстрашием в боях, своими храбростью и мужеством заслужить высокое звание «гвардейский» для своего полка. А двадцатиоднолетний Иван Третьяк, с самых молодых лет проявивший не только храбрость в сражениях с врагом, но и задатки выдающегося полководца, был достоин встать во главе этого полка!
О том, что Третьяк был человеком огромного мужества, говорят его фронтовые награды. За годы Великой Отечественной войны Иван, ушедший на фронт, когда ему было 18 лет, а закончивший её в 22-летнем возрасте, удостоен семи высоких боевых орденов! Семь боевых орденов за годы войны - это огромное количество, не каждый генерал мог похвастаться таким количеством наград в те годы, а тут двадцатидвухлетний пацан!
Но высоких семь боевых орденов - это ещё не все награды, полученные Третьяком за годы войны. В 1945 году Иван Третьяк удостоен высшего звания Герой Советского Союза, которое просто так при Сталине не давали никому.
68Vh_UaVhNk.jpg
Мы - гжатчане-гагаринцы, искренне гордимся, что судьба нашего любимого города неразрывно связана с именем такого замечательного человека и мужественного воина как Иван Моисеевич Третьяк.

Мария Белова, руководитель пресс-службы Музея-заповедника Ю.А. Гагарина



Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
График работы