29 марта 2023
28 июня 1914 года мир облетела весть об убийстве сербским студентом, входившим в группу из шести террористов, наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцога Франца Фердинанда. Это убийство стало катализатором международного кризиса, страны начали предъявлять друг другу ультиматумы и объявлять всеобщую мобилизацию, готовясь к грядущей Первой мировой войне.
1 августа 1914 года Германская империя объявила войну Российской империи, и сотни тысяч беженцев из западных губерний устремились в тыловые города Империи, среди которых был и уездный город Гжатск. Среди беженцев, переселившихся из Брест-Литовска в Гжатск, была семья Анны Терентьевны Гладковой. Анна Терентьевна училась в Гжатской Александровской женской гимназии, увлекалась рисованием и чтением книг. Свои воспоминания о жизни в Гжатске в 1914-1918 годах она оставила на страницах записной книжки. Анна Терентьевна написала о плохих жилищных условиях, о проблемах с продовольствием в Гжатске и первых гжатских большевиках, громогласно рассказывавших на Казанской площади города о наступлении «новой жизни». Более всего Анну Терентьевну тогда пугали обещания о том, что отныне дети будут читать новых писателей, а не тех дворян, произведения которых она так любила. Анна Терентьевна писала также об отце – военном чиновнике Терентии Гладкове, находившемся на фронте.
Вот некоторые выдержки из ее записей (пунктуация и орфография автора сохранены):
«Днем в неурочное время прибежал взволнованный отец – мобилизация. Война 14 г. Семьи велено эвакуировать.
Вечером собрались взрослые-семейные тов. отца, долго советовались, куда отправить семьи; после споров решили отправлять в Гжатск Смоленской губ. Выехали в город, там уложили имущество: сундук и 14 корзин с одеждой и необходимой посудой. В общем на той же неделе выехали. Ехали поездом долго (вещи шли багажом), остановки долгие так как поезд с беженцами шел вне графиков; по пути многие высаживались (кто где выбирал место для житья), а мы 5 семей нашего полка доехали до Москвы, где была пересадка на Гжатск».
«Гжатск в те времена был маленький, немощеный город. Только главная улица была вымощена булыжниками. Мы сняли квартиру довольно далеко от центра, в бревенчатом доме. В непогожие дни на улице грязь была необычайно глубокая. Возле домов были деревянные тротуары на столбиках. Только переходы замощены камнями. Там мы прожили зиму, пока мама арендовала новую квартиру.
Беженцев жители неохотно пускали на квартиру, т. к. почти все обременены детьми…
______
На второй квартире мы прожили с 1914-1918 г. Это был дом бывшего исправника… У него было несколько домов, все рядом на центральной Сергиевской улице. Два дома - это были какие-то фантастические сооружения (деревянные) типа маленьких замков…
Двор в нашем доме зимой был засыпан снегом выше нашего роста. Там мы прорывали ходы, траншеи и шла война. Летом играли в лапту, в горелки и др. игры.
Что незабываемо прекрасно- это лес. Нас уже не держали взаперти, как в Бресте, а отпускали с подругами в лес по грибы, за брусникой, за еловыми шишками для самовара.
Семья – мама, Оля (наша няня), Галя, Я, Люда, еще маленькая. Оля поехала с нами и прошла все трудные времена…
В Гжатске мы учились в гимназии. Первое время трудно было. Т.к. мы говорили быстро и с ошибками в ударениях. Особых впечатлений об этом времени (учение в гимназии Гжатской) не осталось.
Запомнился учитель рисования. Мы все любили его. Во-первых он разрешал нам садиться где кому удобно. Потом очень интересны были его беседы о художниках, их жизни; показывая картины их: учил рисовать, смешивать краски, чтобы найти нужный цвет. Помогал в работе (вдруг, проведет черту-две и предмет оживляется)…
______
Мама была деятельная. У нее были 2 столовника (они жили на 1 этаже)- им носила Оля обед вниз и еще у нас была квартирантка Оля Хованская со станции Кубинка. Она жила у нас 14,15,15,17 год. Интересная девушка.
Видимо она входила в революционный кружок, т.к. мама (мы слышали) запретила ей собирать подруг и друзей и вести «политические беседы»…
______
Вечерами мы много читали вслух по очереди с Галей. Мама и Оля очень любили слушать. Читали бессистемно. Я была записана в библиотеку. Вслух прочитали Майн Рида, Вальтер Скотта, Лермонтова, Пушкина «Пов. Белкина» Но самым интересным был роман «Антон Кречет» (автора не помню). Он печатался в газете «Копейка» и мы его собирали, но потом потерялся в поездках.
______
Революция 1917 г. Увлекались чтением газеты «Русское слово». Описывались в газете события в Петербурге, что было в доме Романовых (измена. Распутин, Сухомлинов и т.д.)
Мы все же были очень не осведомлены- что же произошло. С мамой часто ходили в кино. Появление солдат в фойе нас не поражало, а поражало обилие семечной шелухи на полу, просто слоями лежала.
На площади 1918 г. вдруг появилось возвышение (без заборчика, просто маленькая площадка трибуна,
Всю гимназию велели (кто не знаю) привести на площадь). Было холодно. По площадке метался худенький оратор в шинели (это был первый большевик, кот. мы увидели). Он кричал: «Дети мы создадим новые школы, мы будем читать новые произведения наших писателей…»
Потом стал обличать, начиная от Пушкина, Лерм., Гоголя и т.д.. всех писателей, как представителей дворян и говорил: «долой их, сожжем вредные книги…»
А мы, гимназистки, плакали от ужаса, что будут сжигать книжки любимых писателей.
Оля потом говорила, что этот истерик совсем не прав, но все будет хорошо, что важно то, что в гимназии будут учиться и дети бедных.
_____
Стало голодно. Пайки, кот мама получала по папиному аттестату отменили. Столовники уехали. Жизнь наступала трудная».
В 2014 году внук Анны Терентьевны Григорий Ефимович Бродский передал Музею-заповеднику Ю.А. Гагарина копию её воспоминаний о жизни в Гжатске в 1914-1918 годах. Воспоминания представляют собой сканированные листы из записной книжки.
Литвина А.М, хранитель фондов Музея-заповедника Ю.А. Гагарина