Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

90 лет первенцу отечественного ракетостроения

90 лет первенцу отечественного ракетостроения



17 августа 2023 «Даже самый длинный путь начинается с первого шага.»

Недалеко от Москвы, в районе подмосковного поселка Нахабино, который находится в Красногорском районе, в еловом лесу стоит необычный памятник. Памятник ухожен, на нём видны следы заботливого ремонта, иногда возле памятника появляются цветы. На металлической конструкции над бетонным сооружением, находится маленькая ракета. Но что делает эта ракета посреди глухого леса?

Ответ на этот вопрос - на гранитной плите с надписью, установленный рядом с ракетой. Здесь, на этом месте, в далёком и непростом 1933 году были запущены первые советские ракеты - ГИРД-09 и ГИРД-X. Тогда на этом месте располагалась одна из площадок инженерно-технического полигона.

мемориальный камень в Нахабино.jpg

* Кем создавались первые советские ракеты?

В 1931 году при Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) был создан молодежный коллектив - Группа изучения реактивного движения( ГИРД). Её возглавили молодые изобретатели-энтузиасты, чьи фамилии тогда ещё мало кому были известны, но впоследствии прославились на весь мир: один из основоположников теорий покорения космоса А.Ф. Цандер; Герой Социалистического Труда, конструктор ракетной техники М.К. Тихонравов; учёный, внесший огромный вклад в развитие ракетостроения - Ю.А. Победоносцев; и, наконец - великий конструктор и талантливейший организатор, знаменитый "Главный", человек, открывший нашей стране путь в космос - Сергей Павлович Королёв.

*Как все начиналось?

Работа началась с разработки ракетоплана РП-1 с жидкостным ракетным двигателем Ф. А. Цандера ОР-2. И уже в апреле 1932 года ГИРД получил государственную поддержку, давшую им возможность организовать конструкторское бюро из четырех проектных бригад и производственные мастерские со штатом конструкторов и рабочих. Это позволило расширить тематику исследований, и к концу года в ГИРДе разрабатывалось уже восемь сложных проектов ракетных двигателей и аппаратов. Работали ГИРДовцы с большим энтузиазмом, с огромной верой в своё дело.Об увлечённости ГИРДовцев своей работой говорит ещё и такой, довольно курьёзный факт: Цандер, заработавшись, мог сутками сидеть над бумагами, а когда товарищи уговаривали его идти домой и чуть ли не силой сажали на трамвай, он сбегал и возвращался к работе над проектом. После этого Королёв издал приказ о том, что последний уходящий руководитель бригады имел право покинуть помещение только вместе с Цандером.
В процессе работы возникло понимание необходимости создания жидкостной ракеты самой простой конструкции. Начальник ГИРДа С. П. Королев поручил разработку ее проекта, получившего обозначение «объект 09», руководителю второй бригады М.К. Тихонравову.

*Каков был результат этой упорной творческой работы?

Первый после напряжённого труда триумф пришёл 17 августа 1933 года. После многих неудачных испытаний состоялся первый полёт ракеты ГИРД-09 с жидкостным двигателем.

Установка ракеты.jpg

Горючим для ракеты служил изобретённый ГИРДовцами "твёрдый бензин" - маслоподобный раствор канифоли в бензине, окислителем - жидкий кислород. Горючее загружалось непосредственно в камеру двигателя, наддув бака с окислителем осуществлялся естественным путём - за счёт испарения жидкого кислорода возникало избыточное давление, вытеснявшее его из бака в камеру сгорания. И пусть полёт длился лишь 13 секунд, а ракета поднялась всего на 400-500 метров, её полёт показал: жидкостные ракеты возможны!

Специальный выпуск стенгазеты.jpg

Осенью того же года в небо взмыла ракета ГИРД-X - уже полностью жидкостная, с двумя баками. Топливом ей служили спирт и жидкий кислород - те же компоненты топлива, которые в будущем поднимут в небо "настоящую" баллистическую ракету Р-1.

ГИРД.png

...А потом на боевое дежурство встанет первая советская межконтинентальная ракета Р-7, и такая же ракета откроет космическую эру, выведя на орбиту первый спутник.

*Почему это событие было таким важным?

Исторический полет 17 августа 1933 года ознаменовал рождение в СССР новой области машиностроения. Поэтому копия первенца советского ракетостроения, воссозданная по сохранившимся ГИРДовским чертежам, сегодня по праву занимает почетное место во многих музеях страны.


История ГИРД очень выдающаяся. Поэтому мы рекомендуем вам ознакомиться с книгами, подробно описывающими захватывающую историю начала ракетостроения в нашей стране и, в частности, деятельность ГИРД:

1. Ярослав Голованов. "Дорога на космодром. Мечта. Опыт. Дело." Москва, Детская литература, 1982.

2. К. Тихонравов. «Из истории создания первых советских ракет на жидком топливе.»



Полетаева Светлана Васильевна, организатор экскурсий.




Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение