Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Ароматы иных времен. Аромат «Цветочный»

Ароматы иных времен. Аромат «Цветочный»



27 апреля 2023 В ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина» поступила коллекция дореволюционных парфюмерных флаконов. Предметы были переданы постоянным дарителем музея Никитиной Еленой Викторовной. Флаконы разных форм собирал и хранил ее отец Никитин Виктор Александрович (1935-2017гг.), житель г.Москвы. История производства парфюмерных флаконов настолько интересна, что о каждом из них хочется поговорить отдельно.
1-gigapixel-standard-width-1000px.jpg
Сегодня нам хотелось бы рассказать о товариществе парфюмерно-косметического производства «Брокаръ и Ко». Первый парфюмерный магазин с именем Брокара на вывеске появился в начале 19 века в самом сердце Парижа — на Елисейских полях. Основателем династии производителей ароматов стал француз Атанас Брокар. Однако он не выдержал конкуренции с известными парижскими брендами и вскоре продал магазин. Парфюмер сделал ставку на Америку, в которую и перевёз всю свою семью.
Несмотря на то, что производство шло неплохо, Атанас Брокар не видел своего будущего и в США. Переселенцы, которые только заполняли территорию, были заняты совершенно иными проблемами. Тратить деньги на мыло и духи новые американцы считали нецелесообразным.
Атанас вернулся в Париж, предоставив своими сыновьями право выбора, где жить. Один наследник остался в Америке, а другой, 24-летний Анри (Генрих) Брокар, в 1861 году уехал в Россию.
2-gigapixel-standard-width-1000px.jpg
Молодой предприниматель не скрывал своего пренебрежительного отношения к России, о чём писал французским родственникам, а позже и жене. Однако он понимал, что за этой страной большое будущее. Анри Брокар откликнулся на приглашение знакомого его отца — известного французского парфюмера Гика — стать в его компании лаборантом, за что ему было положено хорошее жалование. Но молодой человек мечтал о собственном деле.

Российская традиция еженедельно посещать баню дала Брокару идею для бизнеса — мыловарение. В то время основная часть населения в качестве чистящего средства использовала золу или изготовленный из неё щёлок. Мыло было элитным товаром, чаще всего привезённым из-за границы, которым пользовались богачи и аристократы.
Прагматичный Брокар понимал, что одному ему не справиться, тем более его знание русского языка оставляло желать лучшего. История умалчивает, влюбился ли он по-настоящему, или это был сухой расчет, но в жёны он выбрал бельгийку Шарлотту, блистательно владевшую французским и русским языками.

Девушка обладала деловой хваткой и пылким умом, что впоследствии очень пригодилось компании — на счету Шарлотты многие удачные маркетинговые и рекламные ходы бренда.
По легенде, для ухаживаний Брокар выбрал метод, которым владел в совершенстве, а именно — изготовил корзину с букетом восковых фиалок, которые источали запах как натуральные цветы. Однако цветы предназначались не самой Шарлотте. На ужине в их доме к девушке сватался некий певец, Брокар принёс цветы и поставил их на рояль.

Всем гостям очень нравился тонкий аромат букета, а вот выступление сватавшегося было сорвано — он не мог взять ни ноты. Оказалось, что запах фиалок губителен для голосовых связок, о чём был хорошо осведомлён Брокар. Провал потенциального жениха не оставил французу конкурентов. Вскоре была сыграна свадьба.
3-gigapixel-low_res-width-1000px.jpg
Брокар был полон идей и энтузиазма, не хватало только стартового капитала. Тогда молодой француз занялся научной работой — он смешивал и выпаривал запахи и в итоге изобрёл новый способ изготовления концентрированных духов. Открытие могло принести ему хорошую прибыль, но у Брокара не было возможности самостоятельно применить эту идею. Поэтому свою разработку он решил продать.

Вскоре за 25 тысяч франков секрет производства приобрела французская компания «Рур Бертран». Соотечественники приглашали Брокара вернуться на родину, но он был непреклонен и остался в Москве. А на заработанные деньги он основал мыловарню.

Под фабрику, открытую в 1864 году, были переоборудованы бывшие конюшни. 25-летний Брокар нанял двух рабочих, и вместе они занялись изготовлением мыла. Интересно, что зарегистрировать предприятие было непросто. Такого вида деятельности, как мыловарение или парфюмерия, не существовало, поэтому фабрику Брокара определили как фельдшерский цех.

До Брокара парфюмерия и предметы личной гигиены считались уделом аристократов. Никто и представить не мог, что на этом можно заработать, превратив элитные товары в массовую продукцию.
Хитом продаж фабрики Брокара стало мыло «Народное» — обычный кусок хорошего по качеству чистящего средства всего за одну копейку. Цены конкурентов были в разы выше. Люди предпочитали закупать этот товар ящиками, так как оптовая стоимость была ещё ниже.
4-gigapixel-standard-width-999px.jpg
Однако мыловарение было лишь шагом к мечте француза — парфюмерии. В 1871 году он нашёл себе компаньона — купца Василия Германа, который стал пайщиком парфюмерного производства. Вместе они создали «Торговый дом Брокар и Ко».

Первое нововведение подсказала мужу Шарлотта. В комплект к «Народному» мылу она предложила выпускать «народные» помаду и пудру, по цене три копейки за набор. В целях просвещения на упаковках печатались иллюстрации басен Крылова. Теперь косметическими средствами пользовались не только знатные особы. Каждый мог позволить подарить женщине эти товары.
Но это были ещё не духи — на московском и российском рынках царила высокая конкуренция, просто так туда Брокару было не попасть.

Всё это время Шарлотта уговаривала мужа избавиться от продавцов, которые часто обманывали Брокара, и открыть собственный фирменный магазин. И в 1872 году ей это удалось. На Никольской открылась первая точка продаж, в которой можно было приобрести товар от самого дешёвого до элитного. Сама Шарлотта разработала дизайн упаковки продукции, а также рекламные объявления, которые горожане находили в газетах.

Удачный рекламный ход помог начинающему парфюмеру продвинуться и в ароматном бизнесе. В 1873 году Москву посетила дочь императора Александра II и жена английского герцога Эдинбургского — великая княгиня Мария Александровна.

На встречу Брокар пришёл с букетом, который и вручил княгине. Цветы были искусно выполнены из воска и источали натуральный аромат. В букет были вложены маленькие флакончики представленных запахов.
Спустя несколько месяцев Брокар получил право называться поставщиком государыни Великой княгини Марии Александровны и размещать на вывеске вензельное изображение имени Её императорского высочества.
В первую очередь, это помогло Брокару защитить свой товар. Ведь даже после выпуска специальных этикеток мошенники не прекратили подделывать его продукцию. Просто теперь они изготавливали такие же наклейки. Подделка вензеля могла привести уже не просто в тюрьму, а на каторгу.

Брокару понадобились годы, чтобы разработать свой фирменный аромат. С помощью привезённого из Франции парфюмера ему удалось создать запах, в котором угадывались нотки жасмина, ландыша и гвоздики. Одеколон получил название «Цветочный» и был представлен в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке.

Для продвижения товара парфюмер не пожалел денег. По замыслу Брокара, в павильоне с продукцией был установлен фонтан, из которого вместо воды бил одеколон «Цветочный». Подход к фонтану был бесплатный, поэтому публика не только смело мазалась одеколоном, но и окунала в него предметы одежды — женщины опускали в фонтан шляпки или перчатки, мужчины — пиджаки.
5-gigapixel-standard-width-1000px.jpg
Аромат «Цветочный» завоевал тогда первую премию. Брокару удалось создать сверхпопулярный одеколон, который повторил успех «Народного» мыла. Под его производство на фабрике был выделен целый корпус.
Один магазин уже не справлялся с наплывом покупателей, и Шарлотта настояла на открытии второго. В 1887 году продукцию Брокара можно было приобрести в торговой точке на Китай-городе. К открытию магазина супруга уговорила парфюмера устроить сюрприз.

В газетах было дано объявление, что все, кто придёт в первый день продаж, смогут приобрести набор, в который войдут все виды продукции: от духов высшего сорта до вазелина и мыла. Всего такой комплект из десяти предметов будет стоить один рубль.

В день открытия магазин осадила многотысячная толпа желающих приобрести набор. Полиция не справлялась с таким наплывом посетителей и попросила закрыть продажу. Только около двух тысяч счастливчиков смогли приобрести желанный комплект.

Позже ещё в течение нескольких лет набор с образцами товаров был самой популярной покупкой в магазине Брокара. Этот опыт подсказал идею создать новую серию товаров — так называемые линии бренда.

Ещё одним увлечением Брокара было искусство — парфюмер был заядлым коллекционером. Но если картины и бронзу он собирал в личных интересах, то хрусталь он использовал для производства духов. Так компания заказывала уникальные флаконы партиями, а иногда и поштучно. Отсюда возникал широкой разброс цен: от 15 копеек за маленький пробник до 25 рублей за духи в эксклюзивной таре.
6-gigapixel-standard-width-1000px — копия (2).jpg
Взыскательные покупатели, чаще всего мужчины, нередко искали подарок для дам, который выглядел бы шикарно и говорил бы о щедрости дарителя. Для такой публики Брокар закупал флаконы, украшенные золотом и драгоценными камнями. Духи в украшенной и обычной стеклянной таре ничем не отличались.

Если в начале деятельности годовой оборот компании достигал 12 тысяч рублей, к концу 1880-х годов — полмиллиона, а к 1900 году — 2,5 млн рублей. На фабрике трудились лучшие технологи и лаборанты, пришедшие на работу из известных европейских предприятий. Продукция Брокара регулярно завоёвывала призы и премии на различных выставках и ярмарках.

Хитом продаж стал выпущенный в 1889 году первый российский одеколон для мужчин «Тройной». По легенде, Брокару и его технологам удалось воссоздать в нём запах наполеоновской армии.
7-gigapixel-art-width-1000px.jpg
Не только российское, но и международное признание принесли компании духи с запахом сирени «Персидская сирень». Новинку оценили и сами французы. Духи получили наивысшую награду — Большую золотую медаль на Всемирной выставке.

На всемирной выставке в Париже в 1900 году ему была присуждена высшая награда.

В том же году парфюмер скончался. Товарищество «Брокар и Ко» перешло к его вдове Шарлотте и сыновьям, которые продолжили семейное дело вплоть до революции.
К началу 20 века фабрику называли «Империей Брокара». На её счету числилось восемь золотых медалей, полученных на выставках в Париже, Барселоне, Ницце и других городах.

В годовщину трёхсотлетия дома Романовых наследники Брокара поручили своему главному и самому опытному парфюмеру Августу Мишелю воссоздать аромат, когда-то преподнесённый их отцом княгине Марии.
Мишелю удалось создать новый запах, на этот раз ароматный букет вручили матери Николая II, императрице Марии Федоровне. Новые духи настолько понравились знатной особе, что она разрешила назвать их «Любимый букет императрицы».

Аромат занял первые места почти на всех международных выставках. В 1913 году компания получила то, о чём всю карьеру мечтал Брокар — титул поставщика двора Его Императорского Величества и возможность украшать продукцию царским гербом. Такой поворот сулил успешное будущее и процветание, если бы не вмешалась революция.
8-gigapixel-standard-width-1000px.jpg
Шарлотта не дожила до национализации и так не узнала, что дело всей жизни её мужа было переименовано в Государственный Замоскворецкий Парфюмерно-мыловаренный завод №5, а в 1922 году по просьбе парфюмера Мишеля в «Новую Зарю». Также с его подачи легендарные духи «Любимый букет императрицы» превратились в «Красную Москву».

Продолжение следует…


Алхасова Д.А., специалистом по учету музейных предметов.



Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение