1 марта 2023
Сегодня 111 лет исполняется со дня рождения Бориса Евсеевича Чертока - легендарного ученого-конструктора, Героя Социалистического Труда, основоположника теории и практики создания систем управления ракетами и космическими аппаратами, одного из ближайших соратников Сергея Павловича Королева.
Полёт Гагарина готовили сотни людей. Но имя академика Бориса Евсеевича Чертока стоит особняком. Один из создателей советской ракетно-космической техники, он в течение 20 лет работал вместе с С. П. Королёвым, многие годы был его заместителем. Будучи уже в почетном возрасте не оставлял дело всей своей жизни и являлся главным научным консультантом НПО «Энергия».
«Гагарин был прост, ясен и обаятелен. Мы не ошиблись в выборе, кого первым отправить в космос. Он выдержал и то испытание славой, что свалилось на него. Ведь ему пришлось ездить по всему миру, и эта нагрузка была на пределе возможностей. Гагарин ради Родины работал буквально на износ», - вспоминал в своем интервью «Аргументам и фактам» Борис Евсеевич.
Нам повезло, Черток неоднократно приезжал в город Гагарин и принимал участие в работе Общественно-научных чтений, посвященных памяти первопроходца космоса, проводимых Музеем-заповедником Ю.А. Гагарина. Во многом благодаря именно его докладам, Чтения встали на качественно новый уровень и приобрели статус научных.
В 2004 году Гагаринские Чтения были посвящены 70-летию со дня рождения Ю.А.Гагарина. Борис Евсеевич принял приглашение на участие в Чтениях и выступил на пленарном заседании со вступительным словом: «…В космическом пространстве уже работали автоматические аппараты. Теперь оно обогатилось появлением в нём человека. Улыбка Гагарина как бы сразу осветила мир из космоса. Понятия Космос и Гагарин в памяти человечества неотделимы».
«Его мнение всегда было чрезвычайно важным. И я не помню, чтобы Борис Евсеевич хоть раз ошибся в своих расчётах – он был глубочайший аналитик и гениальный инженер», - характеризовал Чертока первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Архипович Леонов
Борис Черток родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь, Польша. Воспитывался в семье служащих. Отец являлся счетоводом, мать работала фельдшером-акушеркой. В 1914 году Польша оказалась зоной военных действий. Родители с потоком русскоязычных беженцев выехали во внутренние районы России и поселились в Москве.
В 1929 году парень окончил школу и сразу же поступил на работу электромонтером на Краснопресненский силикатный завод. В конце 1930 года перешел на завод имени Горбунова, который в то время являлся крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь Борис Евсеевич прошел путь от электромонтера по промышленному оборудованию до начальника конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению.
Через четыре года Черток разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания в научно исследовательском институте военно воздушных сил. В 1935 году как изобретатель Борис Евсеевич выдвинут на инженерную должность в Опытное Конструкторское Бюро, созданном под руководством конструктора Виктора Болховитинова.
В 1937 году ученый назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва - США.
До 1940 года учился в Московском энергетическом институте, который окончил с отличием. Во время Великой Отечественной войны разрабатывает автоматику управления вооружением самолетов, систему управления и зажигания жидкостных ракетных двигателей.
В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Борис Евсеевич командирован в Германию. В звании майора 2 мая 1945 года расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим моментом в своей жизни. В Германии до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. Совместно с Алексеем Исаевым организовал в советской зоне советско - германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия.
На базе института создан новый институт «Нордхаузен», где главным инженером являлся Сергей Павлович Королев, с которым Борис Евсеевич с этого времени работал в тесном сотрудничестве. Вся научно - инженерная деятельность Чертока с этого времени связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.
В 1958 году Борису Евсеевичу присуждена ученая степень доктора технических наук. Через пять лет назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала №1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 года стал заместителем главного конструктора, руководителем комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения.
Позднее Черток становится заместителем генерального конструктора Научно - производственного объединения «Энергия» по системам управления. В этой должности оставался до 1992 года, а затем до конца своих дней являлся главным научным консультантом генерального конструктора ракетно космического комплекса «Энергия» имени Сергея Королева.
Секретный сотрудник засекреченной отрасли вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет. Ученый написал книгу «Ракеты и люди»: четырехтомную энциклопедию о всех тайнах советской космонавтики, о том, как и кем она создавалась. Американское космическое агентство NASA переиздало четырехтомник на английском, и теперь «Ракеты и люди» является настольной книгой специалистов американских специалистов.
Черток в свободное время перечитывал русскую и зарубежную классику: Толстого, Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Ильфа и Петрова, Хемингуэя. Любил хорошую научную фантастику, книги о происхождении и строении Вселенной, мемуары и жизнеописания выдающихся ученых.
Великий ученый Борис Евсеевич Черток скончался 14 декабря 2011 года от пневмонии. Похоронен конструктор на Новодевичьем кладбище в Москве.
Мария Белова, руководитель пресс-службы Музея-заповедника Ю.А. Гагарина
Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня