Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Длительное одиночество в ограниченном объёме…

Длительное одиночество в ограниченном объёме…



15 июля 2022 Не так давно в фонды нашего музея поступили рисунки, выполненные простым карандашом. На бумаге чьей-то рукой подробно «излагалось» визуальное представление интерьера незнакомого объекта. Автор рисунков скрупулёзно прорисовывал все предметы скромного быта, не упуская, казалось, мельчайших деталей.

На что ещё обращаешь внимание — обозначение трёх дней. Возможно, для человека в сложившихся обстоятельствах это был единственный шанс выразить то, что он не смог сказать словами.

Кто же он — этот таинственный человек? Что за послание он оставил нам для разгадки? Сегодня с полной уверенностью мы можем сказать, что автором рисунков был Георгий Степанович Шонин, член первого отряда советских космонавтов, как сейчас любят говорить «гагаринского набора».

Георгий Шонин

«... Всё резко изменилось с того памятного осеннего дня, когда мы с Юрой оказались в числе шести отобранных на медицинскую комиссию в Москву для новой, неясной нам и от этого ещё более заманчивой предстоящей работы. Дружба наша окрепла в ожидании скорого и окончательного вызова к новому месту службы. В то время мы стали друг для друга единственными собеседниками и советчиками, ведь разговаривать о будущей работе даже с друзьями нам не рекомендовалось. Приехав в Москву, Гагарин сразу же сдружился со всеми ребятами группы. Я удивился, как легко и естественно у него это получалось, так как сам схожусь с людьми медленно, не так быстро, как этого порой мне самому хотелось бы. Юрий стал своим и среди холостяков, и среди женатиков».

В своём карандашном наброске Георгий Шонин запечатлел только три дня долгого 15-суточного «заточения» в СБК-48, когда, соблюдая условия эксперимента, человек должен был находиться наедине с самим собой. Что же происходило с ним в течение этого времени без внешних контактов, в ограниченном объёме и в полной тишине?

«В октябре 1960 года настала моя очередь испытать, что представляет собой длительное одиночество в „ограниченном объёме“. Проводя эти исследования, от эксперимента к эксперименту врачи меняли наш режим труда и отдыха. Делалось это для того, чтобы найти оптимальный вариант, который можно было бы предложить экипажам, отправляющимся в космический полёт. Кроме обычного земного распорядка дня, были исследованы „перевёрнутые“, „дробные“, „растянутые“ и целый ряд других графиков. По тому, который предстояло опробовать мне, рабочий день начинался в два часа ночи...».

1 день

Делая зарисовку одного дня своей жизни в условиях эксперимента, автор выбирал для точки обзора стену с минимальным декором, чтобы более полно отразить внутреннее убранство СБК-48. На листе «1 день» изображена левая (от входной двери) сторона камеры, на которой хорошо просматривается откидной столик, иллюминатор, различные приборы, находящиеся на стене, а также две полки, висящие сверху. На полке слева — приоткрытый ящик, папка и микрофон для односторонней связи. На полке справа — три пакета, содержащие суточный рацион испытуемого.

2 день

«2 день» — фрагмент интерьера с запечатлённой правой стеной камеры, где также хорошо виден иллюминатор, радио, с помощью которого осуществлялась трансляция музыкальных произведений, приборы и инструкции для выполнения определённых нормативов.

3 день

Наконец, «3 день». Автор акцентирует внимание на входной двери, находящейся между шлюзовой кабиной и самой камерой. Над ней — выступающая полка с аптечными пузырьками слева и ящиком с посудой справа.

Рисунки были сохранены и переданы в дар Музею Ю. А. Гагарина И. П. Пономаревой — ветераном космонавтики РФ, в 1960-е годы старшим лаборантом отдела подготовки космонавтов. Вот как она вспоминает об экспериментах, проводимых в камере: «Необходимо было узнать, как будет чувствовать себя будущий космонавт, изменятся ли его психические функции, характер двигательных реакций, не скажется ли это на способностях принимать быстрые обоснованные решения в различных аварийных ситуациях».

Г.С. Шонин

Посетители выставки «Выбор» скоро смогут познакомиться с рисунками Георгия Шонина. Графические работы «Антея» (позывной Георгия Степановича) пополнят информационный контент выставки. Посредством двенадцати электронно-механических устройств в чёрно-белом изображении посетители смогут увидеть историю жизни и подготовку к полёту членов первой двадцатки в далёкие 1960-е годы.

Маргарита Лебедева, научный сотрудник научно-исследовательского отдела



Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение