Эрида - царство вечной ночи

5 января 2023 5 января 2005 года была открыта карликовая планета Эрида. Эрида— вторая по размеру после Плутона, самая массивная и наиболее далёкая от Солнца карликовая планета Солнечной системы. Ранее была известна под названием Зена (Ксена).
э1.jpg
Эрида - далёкий-далёкий мир, где царит вечная ночь. Солнце там виднеется лишь как яркая звезда, и на таком расстоянии от родного светила настолько холодно, что температура приближена почти к абсолютному нулю – минус 253 С. Звёзды сияют в этой безмолвной черноте настолько ярко, что поневоле залюбуешься их загадочным мерцающим блеском.
Если мы – земляне имеем радость отмечать новый год через каждые 365 дней, то новый год гипотетическим жителям Эриды придётся ждать очень долго – этой маленькой планете требуется 561 земной год на то, чтобы совершить один оборот вокруг Солнца! Движется по своей орбите она очень медленно из-за такого огромного расстояния от Солнца (среднее расстояние примерно составляет 10,18 млрд км), поэтому очень трудно вычислить её точную траекторию движения. Согласно последним расчётам, орбита её сильно вытянутая – эллиптическая. Ближайшая точка находится на расстоянии 5,75 млрд км, а самая отдалённая - 14,61 млрд км. Вытянутая орбита Эриды сильно наклонена к плоскости эклиптики почти на 44 градуса. Если бы Солнце внезапно погасло, то гипотетические жители Эриды видели бы его свет ещё 13 часов!
С поверхности этой планеты можно увидеть даже Землю – это будет маленькая голубая точка, купающаяся в ласке золотистых солнечных лучей. При желании можно попробовать поискать и другие планеты – Сатурн и Юпитер будут виднеться как яркие звёзды, но особенно красиво будут выглядеть две планеты, кажущиеся более массивными голубыми светилами – Уран и Нептун, ближайшие к Эриде, одной из самых далёких малых планет Солнечной системы.
э2.jpg
Эрида в своём долгом путешествии не одинока: её сопровождает спутник Дисномия. Названия планеты и её спутника связаны с греческой мифологией: Эрида – древнегреческая богиня хаоса и раздора, а Дисномия, её дочь, - богиня беззакония. Интересно, что наименование «Эрида» оказалось пророческим, так как споры вокруг этой планеты не утихали долгие годы. Именно из-за открытия Эриды Плутон был «изгнан» из ряда планет и «разжалован» в «карликовую планету».
э4.jpg
Эрида является одной из крупнейших планет в Поясе Койпера после Плутона. Чтобы лучше было представить её размер, то скажем, что она чуть меньше Луны. Из-за того, что она, по меркам Вселенной, настолько маленькая, её невозможно увидеть с Земли ни невооружённым глазом, ни даже в очень хороший любительский телескоп – только орбитальному телескопу «Хабблу» удаётся увидеть её, да и то – с трудом.
э3.jpg
До XXVI Ассамблеи Международного астрономического союза Эрида претендовала на статус десятой планеты. Однако 24 августа 2006 года Международный астрономический союз утвердил определение классической планеты, которому Эрида, как и Плутон, не соответствует. Таким образом, хотя статус Плутона как планеты уже давно оспаривался из-за открытия других транснептуновых объектов, именно открытие Эриды подтолкнуло процесс его пересмотра вместо признания Эриды планетой. Эрида долгое время считалась значительно крупнее Плутона, по данным на 2010 год их размеры считались настолько близкими, что нельзя было с уверенностью утверждать, какой из этих объектов крупнее. Однако по данным, полученным с АМС «Новые горизонты» в июле 2015 года, Плутон слегка больше Эриды и является самым крупным из известных сегодня транснептуновых объектов.

Материал подготовлен по информации из открытых источников