Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

История на печных дверцах

История на печных дверцах



19 апреля 2023 В июне 2010 года жителем города Гагарина Анатолием Трусовым в фонды ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина» была передана необычная топочная печная дверца. Такие дверцы изготавливали на мальцовских чугунолитейных заводах, всемирная слава которых родилась за время управления ими С.И. Мальцова.
Сергей Иванович Мальцов, из старого купеческого рода Мальцовых, в 1853 году стал крупнейшим землевладельцем, полновластным хозяином огромной территории в центральной части Европейской России. Разносторонняя деятельность С.И. Мальцова привела к образованию одного из первых в России универсальных промышленных районов, со своими заводами и фабриками, законами и деньгами, со столицей в селе Дятьково.

Мальцов С.И.-gigapixel-standard-width-1000px.jpg

Там отливали чугунные элементы для печей и кухонной утвари в разнообразнейшем ассортименте, в том числе печные дверцы. Изначально выпускалось только бытовое литье хозяйственного назначения, но борьба за рынки сбыта и покупателя была довольно острой, и на бытовом литье стали появляться сюжетные композиции и растительные орнаменты.

Наша дверца находится в хорошей сохранности, что позволяет рассмотреть все её элементы и еще раз восхититься работой мастеров.

Поражает тщательность проработки мелких деталей, соответственность площади и рисунка, что говорит о высочайшем профессиональном уровне мальцовских литейщиков. Даже ручка-вертушка гармонично вписана в общее пространство дверцы и становится практически незаметной.

SAM_2333-gigapixel-standard-width-1000px.jpg

Предположительно дата изготовления дверцы может быть отнесена к 1912, когда в России отмечалось столетие Отечественной войны 1812 года.
На дверце отлит военный натюрморт с каской кирасира на фоне перекрещенных палаша и ружья, обрамлённый венком из лавровых ветвей - символом славы и победы.
Головной убор и вооружение кирасир были выбраны литейщиками не случайно. Именно тяжелая кавалерия (кирасиры, драгуны) составляли во времена Отечественной войны 1812 года основную ударную силу. Главным отличием кирасир от других кавалеристов была кираса, которая состояла из грудных и спинных железных лат на красной суконной подкладке. Они соединялись между собой внизу белым кожаным ремнем, а сверху двумя кожаными плечевыми ремнями. Строевым головным убором кирасир была высокая каска из черной пумповой кожи с узким гребнем с черным волосяным плюмажем. Каска имела два козырька (спереди и сзади) с медной окантовкой и медный налобник спереди. На налобнике в армейских полках выштамповывался государственный герб, на налобнике касок гвардейских полков и Его величества кирасирского полка крепилась Андреевская звезда, а в Ордена кирасирском - Георгиевская.

1595425219_3_-0015-gigapixel-standard-width-1000px.jpg

8ad68cb57d77d71a60fad6a699d6d997-gigapixel-standard-width-1000px.jpg

Основным оружием кирасира был палаш, представляющий из себя рубяще-колющее холодное оружие с длинным однолезвийным клинком и эфесом с предохранительной гардой. На эфесе крепился темляк, по расцветке которого можно было определить принадлежность к тому или иному эскадрону. Кроме холодного оружия, кирасиры имели и огнестрельное: два кремниевых гладкоствольных пистолета в седельных кобурах и укороченное кремневое ружье или штуцер, которые в походе крепились к седлу. Для патронов, пуль, пороха, а также оружейных принадлежностей служила лядунка- маленькая сумочка из черной твердой кожи с медной бляхой на крышке.

Небольшой предмет из музейной коллекции напоминает нам о героической эпохе Отечественной войны 1812 года и радует глаз своей красотой. Украшение поля чугунной дверцы различными рельефными изображениями позволяет отнести это изделие к виду декоративно-прикладного искусства, к созданию которого причастны не только скульптор-модельщик, создающий модель будущего предмета, но и формовщик и даже чистильщик.

При минимуме художественных средств достигается значительный эстетический результат: дверки с сюжетными композициями хочется рассматривать и любоваться ими, как настоящими произведениями искусства! Забываешь даже, что перед тобой массивная утилитарная вещь — чугунная дверца для печи. Простые повседневные предметы в умелых и творческих руках становятся маленькими шедеврами, ведь в жизни нет мелочей!

Чугунные изделия мальцовских заводов, в том числе и печные дверцы, регулярно выставлялись владельцами на различных мануфактурных и торгово-промышленных выставках в России. За полвека чугунные изделия завоевали медалей: 10 золотых, 22 серебряных, 8 бронзовых, 1 свидетельство, 13 похвальных листов.


Крюкова М.А., хранитель музейных предметов



Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение