25 апреля 2024
Фактически сразу после легендарного космического полёта Юрий Гагарин отправился в свою новую командировку, на это раз – земную, получившую известность как «Орбита дружбы», и первой зарубежной страной стала Чехословакия.
Загранкомандировка состоялась в преддверии первомайских праздников 28 апреля 1961 года. Это был обычный рейсовый вылет на самолёте ТУ-104 №42389. В качестве специального корреспондента газеты «Правда» советского космонавта в этой поездке сопровождал Николай Николаевич Денисов.
Ещё на земле, когда лайнер подруливал к зданию аэропорта, начались первые проблемы. Экипаж настойчиво уговаривал пассажиров занять свои места на борту воздушного судна. Но пробка образовалась уже у трапа самолёта – никто не хотел забираться в машину до тех пор, пока не появится Юрий Гагарин.
Оказывается, находясь в здании аэропорта, к советскому космонавту один за другим стали подходить его сотрудники и пассажиры других рейсов. Каждому хотелось пожать руку герою космоса и получить от него долгожданный автограф на память. Возникла опасность задержки рейса на Прагу.
Но вот ТУ-104 в воздухе. Юрию Алексеевичу досталось место № 2а по левому борту. Рядом с ним находился генерал Н.П. Каманин, сопровождающий Гагарина в первой и последующих заграничных поездках. В салоне воздушного корабля становилось шумно. Пассажиры из разных стран и, конечно же, из Советского Союза кинулись к космонавту за автографами. «Соседи – это студенты из Сирии, интересуются, было ли холодно в космосе, – вспоминал Николай Денисов, – их сменяет девушка, летящая из Италии, она собирается побывать в редакции «Унита», газета итальянских коммунистов, и хотела бы привести несколько слов от Гагарина. Конечно, эти тёплые слова тут же появляются на открытке с изображением Кремля. Получает памятный автограф на аэрофлотовском билете своей бабушки и самый молодой из семидесяти пассажиров – четырёхмесячный Иван Масягин. Кто знает, не станет ли когда-нибудь автограф Гагарина своеобразной путевкой в космонавтику этому младенцу с нежно-голубыми глазёнками!»
Командир экипажа, Павел Михайлович Михайлов, известный лётчик гражданской авиации, Герой Советского Союза, всерьёз опасаясь, что будет нарушена центровка самолёта, пригласил Юрия Алексеевича к себе в кабину и предложил ему место второго пилота. «Попробуйте нашу машину», – гостеприимно предложил он.
Первый космонавт в кабине пилота самолёта ТУ-104. 28.04.1961 года.
Забавный фотоснимок, запечатлевший первого космонавта в роли второго пилота, мы предлагаем вашему вниманию. На нём Гагарин уверенно берёт в свои сильные руки «полукружье штурвала», ставит ноги на педали и более получаса ведёт машину, стараясь как можно точнее выдерживать курс, высоту и скорость полёта. «Многоместный воздушный лайнер, – вспоминал Н. Денисов, – разумеется, мало похож на реактивный истребитель, на котором Юрий Гагарин не так давно летел за Полярным кругом, при свете северного сияния. Но всё же, по мнению Павла Михайлова, на первый раз с необычными для него обязанностями второго пилота он справился вполне удовлетворительно».
В этом полёте Гагарин не остался без подарка. Командир воздушного судна Павел Михайлов вручил ему свою книгу «10 000 часов в воздухе». На титульном листе автор книги, как оказалось, земляк космонавта, также уроженец Смоленщины, в память о его первом зарубежном рейсе напишет: «Сегодня вы у меня пассажиром на ТУ-104. Кто знает, может быть, скоро я у вас буду пассажиром при полёте на Луну».
Маргарита Лебедева, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина
В статье использованы материалы книги Николая Денисова «Хорошо, хорошо, Гагарин!» Из записной книжки корреспондента «Правды» (1963г.)