9 февраля 2023
Сегодня 9 февраля наша страна отмечает замечательный праздник, большой юбилей - 100 лет гражданской авиации России.
За вековую историю отечественная гражданская авиация прошла большой путь. От первых полетов маломестных самолетов деревянной конструкции - до отечественных многоместных магистральных пассажирских самолетов, от первого аэродрома на Ходынском поле в Москве - до современных авиагаваней по всей стране. За это время были взлеты и «падения» всей индустрии, золотое время, когда советские легендарные самолеты летали по всему миру, эпоха застоя и развала, но как бы там не было гражданская авиация живет, будет жить и развиваться.
Мечтал о небе и наш Юрий Гагарин. В юные годы в его деревне произошел инцидент, который настолько впечатлил мальчишку, что с тех пор он бредил полетами. Об этом рассказал его друг, член академии космонавтики имени Циолковского Тимофей Чугунов.
По словам Чугунова, упомянутый случай произошел во время Второй мировой войны. Маленький Юра Гагарин встретил сбитого нацистами советского летчика. Образ героического военного врезался в память парнишки, и после этой встречи он твердо определил, каким будет его будущее.
«Он давно мечтал. Мечта его быть летчиком возникла, когда началась война. Вблизи их деревни сбили самолет, он упал, а летчик остался жив. Юра рассказывал, что они детьми встретились с летчиком, и, когда увидели на груди его ордена и медали, тогда и возникла мечта стать летчиком», — вспоминает Чугунов.
Мечта об авиации его не покидала, и в октябре 1954 года Юрий Гагарин окончательно решил, что будет лётчиком, и поступил на обучение в Саратовский аэроклуб. Довольно быстро обучившись теоретическим основам летного дела, он был допущен к своему первому полёту на лёгком учебном самолёте Як-18.
Спустя год по поручению военкомата молодой Гагарин был отправлен в Первое Чкаловское военное училище лётчиков. Как раз в то время туда требовались пилоты, чтобы осваивать новый реактивный истребитель МиГ-15бис. Пройдя подготовку в ускоренном режиме, Юрий получил звание офицера.
Некоторые проблемы будущему космонавту изначально доставлял невысокий рост — из-за сложностей в обозрении земли при посадке он делал ошибки, ставившие под угрозу его дальнейшее обучение. Однако такое неудобство было решено дополнительной подушкой на кресле летчика. Спустя время Юрий Гагарин смог совершать полеты самостоятельно и окончил училище с красным дипломом, что позволяло ему выбрать любое место для последующей службы.
Лётчик не привык избегать трудностей, а, напротив, интересовался непростыми задачами. Это отразилось и на выборе его места работы: Юрий мог отправиться в Крым, но вместо этого выбрал суровый Заполярный регион Луостари-Новое Мурманской области, откуда рукой подать до границы с Норвегией. Предполагают, что именно эта черта характера Гагарина стала одной из основных, на которую опирались при выборе первого космонавта.
Тот же период был ознаменован запуском первого искусственного спутника и космического аппарата с собакой Лайкой на борту. Эти события сильно вдохновили Юрия. С друзьями они выучили все параметры полёта, с энтузиазмом обсуждали, когда в космос смогут отправить человека и рисовали в воображении будущий космический корабль.
Гагарина не отпускали догадки, что где-то могли уже готовить пилотируемые космические корабли, а значит для них требовались и летчики. На тот момент он не знал, где можно получить такую информацию.
В октябре 1959 года, стало известно о том, что советская космическая межпланетная станция достигла поверхности Луны, Гагарин отнёс своему командиру полка рапорт, указав в нем намерение пройти «специальную подготовку». Обстоятельства сложились удачно, и в полк была направлена военная комиссия с целью отбора лётчиков на спецзадание.
Затем был сложнейший период предкосмической подготовки и День 12 апреля, который разделил жизнь Гагарина на до и после.
Но жажда летать не покинула Юрия Гагарина и после космического триумфа. Вот что писал Юрий Алексеевич на страницах «Комсомольской правды» в мае 1963 года:
«Во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях. Разве можно лишать человека счастья? Ведь не памятник живой человек. Не хочу быть памятником».
Сегодня от устойчивого и эффективного функционирования авиации зависит социально-экономическое развитие России, ее национальная безопасность, обороноспособность и улучшение качества жизни ее граждан. Мы гордимся, что Юрий Гагарин внес неоценимый вклад в развитие крылатой, отросли нашей страны.
Музей-заповедник Ю.А Гагарина сердечно поздравляет всех тех, для кого небо и полет не просто слова, а смысл жизни. Россия по праву считается одной из ведущих авиационных держав мира. Спасибо, что обеспечиваете бесперебойную работу гражданской авиации по всей стране, с ее огромными расстояниями. Спасибо за высочайший профессионализм, ответственность и мужество. Желаем вам здоровья, счастья, благополучия, чистого неба, мягкой посадки!
Материал подготовлен по информации из открытых источников.
Мария Белова, руководитель пресс-службы Музея-заповедника Ю.А. Гагарина
Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня