Лончаков Юрий Валентинович. Коcмонавт № 94/402

4 марта 2023 Cегодня 59 лет иcполняетcя Юрию Валентиновичу Лончакову - Герою Роccийcкой Федерации, лётчику-коcмонавту РФ. Совершил 3 космических полета. Продолжительноcть пребывания в коcмоcе cоcтавила 200 cуток 18 чаcов 57 минут. Чиcло выходов в открытый коcмоc –2, продолжительностью работ - 10 чаcов 25 минут.
S5k1BsWhrQPNX.jpeg
ИНТЕРЕCНО ПРО ПОЛЕТ: Юрий Валентинович так вспоминает о своем первом космическом полете: «Первый полет мне посчастливилось совершить на шаттле, это был международный экипаж STS-100. Я тогда был техническим директором при NASA, при центре Джонсона, планово был назначен в экипаж, полностью прошел подготовку по космическому кораблю, по Международной космической станции. Конечно, впечатления незабываемые, особенно когда это мечта с детства. И вот тебя посадили в корабль, ты уже пристегнутый, идут проверки всех систем космического корабля, и у тебя есть время осмыслить, где ты находишься и как это все произошло.
Представляете, вся жизнь мелькает как на пленке, и ты не веришь, что сидишь в этом кресле, что сейчас уйдешь в космическое пространство, будешь там работать, что твоя мечта осуществится после долгого пути к этому. Это незабываемый процесс!
Экипаж был замечательный, участвовали представители трех стран — американцы, канадец Крис Хэдфилд, итальянец Умберто Гуидони и я, один россиянин. Было много очень интересных задач, мы очень сдружились, когда готовились к полету, и до сих пор дружим и общаемся.
Когда мы вышли на орбиту, во-первых, командир Кент Роминджер поздравил нас, новичков — американского астронавта Джона Филлипса и меня: «Ну, поздравляю! Юрий, тебя поздравляю, Джон, тебя — вы стали космонавтами!» Потом мы сделали деактивацию оборудования, сняли скафандры, и меня подозвал Кент Роминджер: «Юрий, иди сюда». Я подплываю к иллюминатору, и там просто восхитительное зрелище: мы пролетаем над северной частью Австралии, и я первый раз в жизни увидел из космоса южное сияние».
Timex_NASA_028.jpg
Юрий Валентинович Лончаков родился 4 марта 1965 года в городе Балхаш, Казахстан. Мальчик вырос в семье геолога. В возрасте восьми лет, вместе родителями переехал в Актюбинск, где в 1982 году окончил среднюю школу № 22. В том же году стал выпускником радио-школы ДОСААФ, после чего ушел по призыву в Вооруженные силы страны.
В 1986 году Лончаков с золотой медалью закончил курс обучения в Оренбургском высшем военном авиационном училище летчиков имени Полбина. С декабря 1986 года ¬ являлся помощником командира корабля Ту¬-16 12¬-го отдельного морского ракетоносного авиационного полка военно-воздушных сил Балтийского флота. В июле 1989 года назначен командиром Ту-16 240-го отдельного морского ракетоносного авиационного полка ВВС Балтийского флота. С марта 1991 года стал старшим летчиком 15-го отдельного дальне-разведывательного полка ВВС Балтийского флота в Калининграде, летал на самолете Су-24.
С июля 1991 года ¬Юрий Лончаков являлся старшим летчиком, а через год,¬ командиром отряда Отдельного государственного испытательного центра противовоздушной обороны Российской Федерации, выполнил ряд пусков крылатых ракет. В июне 1994 года назначен командиром корабля А-¬50, а с января 1995 года переведен на пост командира авиационного отряда 144-¬го отдельного полка ПВО Российской Федерации в Печоре, Архангельской области. За период службы освоил шесть типов самолетов и имел налет свыше 1500 часов.
В 1998 году Лончаков окончил Военно¬-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Еще во время учебы в академии отобран кандидатом в космонавты. С июня 1998 года ¬являлся кандидатом в космонавты¬-испытатели, а с декабря 1999 года получил звание космонавта-испытатель РГ НИИ «Центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина». В январе 2000 проходил подготовку по программе «Международная космическая станция». С июня по ноябрь 2000 года ¬выступал координатором и представителем РГНИИ ЦПК в NASA, США.
Лончаков 28 сентября 2000 года назначен в экипаж шаттла Endeavour STS-100 и с октября 2000 по апрель 2001 года проходил непосредственную подготовку к полету в Космическом центре имени Джонсона в Соединенных Штатах Америки.
Первый космический полет Юрий Лончаков совершил с 19 апреля по 1 мая 2001 года, в качестве специалиста полета американского космического корабля «Endeavour» по программе развертывания Международной Космической Станции. Продолжительность полета составила: 11 суток 21 час 31 минута 14 секунд.
10p1.jpg
С 25 марта 2002 года Лончаков проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа четвертой экспедиции посещения МКС, вместе с Александром Лазуткиным. Решением Межведомственной комиссии 1 октября 2002 года Юрий Валентинович назначен в состав основного экипажа в качестве бортинженера-2 четвертой экспедиции посещения МКС, оставаясь в должности командира дублирующего экипажа.
Второй космический полет Юрий Лончаков совершил с 30 октября по 10 ноября 2002 года, в качестве бортинженера российского космического корабля «Союз ТМ¬А» по программе 4-¬й экспедиции посещения Международной Космической Станции. Осуществив необходимые исследования и испытания возвратился на Землю на космическом корабле «Союз ТМ¬-34». Продолжительность полета составила: 10 дней 20 часов 53 минуты 9 секунд.
За мужество и героизм, проявленные при осуществлении космического полета на Международной космической станции, указом Президента России № 1016 от 1 сентября 2003 года подполковнику Лончакову Юрию Валентиновичу присвоено звание Героя России.
В 2004 году Лончаков защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук. В 2006 году закончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте России. Через четыре года получил ученую степень «доктор технических наук.
Решением NASA 13 февраля 2007 года Лончаков утвержден в качестве командира дублирующего экипажа 18-й экспедиции на Международную Космическую Станцию и корабля «Союз-ТМА-13», который должен стартовать в октябре 2008 года, и с марта 2007 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-18. В августе 2007 года в предварительном порядке назначен в основной экипаж 19-й экспедиции на МКС. Согласно этим планам основной экипаж должен стартовать на корабле «Союз ТМА-15» в июле 2009 года. Американское космическое агентство 12 февраля 2008 года официально объявило о его назначении в этот экипаж.
В мае 2008 года, после временного отстранения от подготовки к полету бортинженера основного экипажа МКС-18 Салижана Шарипова, россиянин Лончаков переведен из дублирующего экипажа МКС-18 в основной экипаж, и с 12 мая 2008 года продолжил подготовку вместе с американским астронавтом Майклом Финком.
В Центре подготовки космонавтов вместе с астронавтом НАСА Майклом Финком и членом экспедиции посещения, космическим туристом Ричардом Гэрриотом, 19 сентября 2008 года сдал предполетные экзамены с оценкой «отлично».
Третий космический полет Юрий Лончаков совершил с 12 октября 2008 по 8 апреля 2009 года, в качестве командира корабля «Союз ТМА-13» и бортинженера 18-й основной экспедиции МКС вместе с Майклом Финком и Ричардом Гэрриотом. Продолжительность полета составила: 178 суток 0 часов 14 минут 27 секунд. В ходе полета совершил два выхода в открытый космос.
Всего за три полета Юрий Валентинович имеет космический налет в 200 суток 18 часов 39 минут. За это время Лончаков выполнил два выхода в открытый космос.
В 2013 году Лончаков утвержден командиром экипажа очередной основной экспедиции на Международную Космическую Станцию. В сентябре 2013 года Юрий Валентинович, по собственному желанию уволился из отряда космонавтов и занял пост начальника Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.
Glava_podhod_06.jpg
С 2013 года по 2014 год был назначен помощником руководителя Федерального космического агентства. С 2014 года по 2018 год Юрий Валентинович возглавлял ЦПК имени Ю.А. Гагарина.
В октябре 2017 года назначен на должность Советника Генерального директора государственной корпорации «Роскосмос», где занимался проектами пилотируемой космонавтики в сфере международного сотрудничества.
Коллектив Музея-заповедника Ю.А. Гагарина cердечно поздравляет Юрия Валентиновича c днём рождения и желает крепкого здоровья, хорошего наcтроения!

Материал подготовлен по информации из открытых иcточников.
Мария Белова, руководитель пресс-службы Музея-заповедника Ю.А. Гагарина