20 ноября 2022
Музей-заповедник Ю.А. Гагарина хранит немало прекрасных экспонатов живописи. Созданных в разное время, в разной технике, разными авторами.
Но есть среди них произведения, особенно трогающие душу и запоминающиеся.
Одними из таких работ являются картины известного смоленского художника Николая Петровича Кореневского.
Кореневский родился 23 мая 1941 года в городе Смоленске. Для того, чтобы до конца прочувствовать картины Николая Петровчиа, нельзя не остановится на сложном военном детстве художника.
В июле 1941 года двухмесячного младенца отец вывез из горящего Смоленска. В спешной эвакуации водитель областного управления связи успел поставить в кузов своей «полуторки» корзину с ребёнком. На Соловьёвой переправе машина попала под бомбёжку, начальник управления связи, сидевший в кабине, погиб, но отец и сын чудом спаслись.
Из Вязьмы вместе с тёткой Николая отправили эшелоном в Оренбург, а после войны семья вновь вернулась в Вязьму, где отец построил дом. Мальчик начал посещать местную изостудию. Возможно, именно тогда зародилась его авторская стилистика, проникнутая искренностью и простодушием. В своем творчестве Кореневский использует элементы «непрофессионализма» — нарушение формальных принципов живописи, правил перспективы и пропорций, упрощение изображения. Отсюда Николай уходил в Советскую Армию в далёкий Красноярск.
В 1967 году Николай Петрович окончил художественно-графический факультет Смоленского Государственного педагогического института.
После окончания института Кореневский несколько лет провёл в худфондовских заработках. Жил и работал в Москве. Там на комбинате монументального искусства исполнял заказы художников-корифеев, в совершенстве овладел техниками мозаики и сграффито. Через десять лет так и не привыкнув к чересчур активной московской жизни Кореневский вернулся на родину в Смоленск.
С тех пор родная благословенная и тихая Смоленщина не сходит с его полотен.
Художник работал в технике масляной живописи, в жанрах тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт. Писал в манере декоративно-плоскостной, яркой и самобытной живописи.
В фондах музея-заповедника Ю.А. Гагарина хранится картина «Дождливый день». Работа с характерным сельским мотивом, начало зимы, пасмурное низкое небо, деревья и домики смотрятся уныло и тоскливо, на тропинке фигуры людей. Автор очень точно передал состояние пасмурного дождливого дня.
«Дождливый день», 1990 год, картон, масло
В этом году в фонды музея подарена еще одна картина Николая Петровича «В землянке детства.1962г.», на ней автор изобразил Юрия Алексеевича Гагарина, сидящим за столом в землянке в деревне Клушино. Интерьер землянки узнаваем, однако Гагарин никогда не был в землянке, она была восстановлена в 1973 году. Поэтому сюжет картины — это представление автора о том, как Юрий Гагарин мог бы посетить землянку на малой Родине, вспомнить историю своего военного детства.
«В землянке детства 1962 г.», 2014 год, холст, масло
Творчество Николая Кореневского охватывает многие жанры и техники — от незамысловатого пейзажа до монументальной мозаики. Художник изображает понятные всем сцены из повседневной жизни и придуманные сюжеты. Но при этой кажущейся образной простоте в творчестве Кореневского присутствует чувственная глубина и душевная проникновенность. Многие отмечают, что цвет у него какой-то особенный, как будто Кореневский видит мир через волшебные стекла.