Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Необычная находка

Необычная находка



17 января 2024 В Новый год принято дарить подарки родным и близким, но бывает, что подарки дарят и музею! И вот под Новый 2024 год в фонды ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина была передана в дар икона «Всех Скорбящих Радость» в оригинальном окладе.

Эта находка была обнаружена рабочими при разборе старого деревянного дома (предположительно дореволюционной постройки) на улице Гагарина в 2018-2019 годах и передана ими непосредственному начальнику - мастеру МУП «Управление ЖКХ и С» Кругликову Николаю Николаевичу, который сохранил её и передал в музей.

Неизвестно, использовалась ли икона в домашнем иконостасе или находилась в стене дома- ведь подобное, на удивление, было обычным делом! В домах довоенной постройки закладные монеты, уложенные между фундаментом и первым венцом брёвен по углам дома, а также замурованные в стенах иконы встречаются часто, так как считалось, что закладные монеты обеспечат достаток в доме, а икона защитит от пожаров и воров.

К сожалению, большая часть изображения на доске иконы утрачена. Изначально плохо закреплённый левкас (грунт из мела и рыбьего или животного клея, смешанный с льняным маслом) под воздействием окружающей среды и течения времени стал осыпаться. Интересно, что под осыпавшимся левкасом виднеются плохо различимые надписи не то чернилами, не то графитом. Также присутствуют едва читаемые надписи на обороте. Все эти надписи музейным сотрудникам ещё предстоит расшифровать и изучить.
общий вид иконы спереди PIXEL PIXEL PIXEL.jpeg
Общий вид иконы спереди

спинка PIXEL PIXEL.jpeg
Надпись на обороте иконы

Металлический оклад иконы сохранился гораздо лучше. На нём виден сюжет с изображением Богородицы в полный рост в мандорле (сиянии), с младенцем на руках, окружённой ангелами и людьми, обуреваемыми недугами и просящими об исцелении.
В верхней части изображён Господь. Данный оклад примечателен тем, что на нём Богоматерь изображена и со скипетром, и с младенцем одновременно.
общий план оклад PIXEL PIXEL.jpeg
Оклад иконы «Всех Скорбящих Радость». Общий вид

На окладе читаются надписи на церковнославянском и дореформенном русском языках, а на полях изображены святые: слева первый христианский мученик - святой Стефан Первомученик (над изображением надпись: «С. СТЕѲАНЪ», а справа предположительно одна из жён-мироносиц святая Мария Иаковлева (над изображением надпись: «МАРИЯ И»). Нередки случаи нанесения по просьбе заказчиков на поля их небесных покровителей, что, вероятнее всего, мы и видим на данном окладе.
стефан PIXEL PIXEL.jpeg
Изображение Стефана Первомученника

Мария PIXEL PIXEL.jpeg
Изображение Марии Иаковлевой

Немало времени у сотрудников музея ушло на прочтение надписей, ведь, помимо тщательной аккуратной очистки поверхностного слоя более чем столетних загрязнений и патины, нужно было разобрать «почерк» мастера и соотнести с буквами церковнославянского и дореформенного алфавита. Сложной оказалась и атрибуция предмета, в которой отчасти «помог» Пётр I - основатель Гжатской Пристани, давшей начало нашему городу.

Пётр I ввёл множество новшеств в законодательстве и государственном надзоре. Среди них и его новаторская политика в деле контроля драгоценных металлов, ведь именно Пётр I 13 (24) февраля 1700 года впервые в истории России ввёл пробирование драгоценных металлов (Полное собрание законов Российской империи: Собрание 1-е. С 1649 по 12 дек. 1825 г. 1700-1712. Закон 1752).

Этим законом Пётр I даже спустя 324 года «помог» гагаринским музейщикам в атрибуции предмета. Закон гласил: «Въ царствующемъ градѣ Москвѣ, о золотыхъ и серебряныхъ всякихъ дѣлѣхъ, для лучшаго укрѣпленія и изтребленія всякихъ въ тѣхъ дѣлѣхъ воровскихъ вымысловъ и для пополненія въ собраніи Его Великаго Государя казны, опредѣленіе учинить таковое: въ началѣ учинить золотыя пробы четыре, первую выше червоннаго золотаго, вторую противъ золотаго, третію и четвертую дѣльному золоту ниже золотаго, и положить цѣну во что тѣхъ золотыхъ пробъ золотникъ статися можетъ. Также и серебряныя пробы учинить четыре, двѣ плавленнаго серебра высшую и низшую, третію ефимочную, четвертую левковую, и клейма сдѣлать по пробамъ съ годовыми литеры. Въ серебряномъ ряду переписать лавки и въ нихъ торговыхъ, также золотыхъ и серебряныхъ дѣлъ мастеровыхъ людей и золотарей. И для всякаго надъ ними усмотрънія и клейменья товаровъ учинить старостъ 3 человъкъ, изъ мастеровъ знатныхъ и къ тъмъ дъламъ искуснихъ людей, на которыхъ у торговыхъ и мастеровыхъ людей серебрянаго ряду взять выборъ за руками, и выбравъ дать имъ наказъ по состоятельному указу, и вышепомянутыя пробы и клейма, и велѣть имъ всякіе золотыхъ и серебряныхъ дѣлъ товары, кромѣ привозныхъ и иноземческихъ со опаснымъ храненіемъ золота и серебра, противъ пробъ клеймить съ запискою; а въ запискъ значить именно, чей товаръ и въ какомъ дѣлъ, и сколько въ которомъ товарѣ фунтовъ и золотниковъ будетъ…»

Возникает вопрос, а причём же здесь Пётр I и каким образом он спустя 324 года мог «помочь» специалистам в атрибуции оклада иконы?

Оклад для иконы нередко изготавливали с применением драгоценных металлов, в основном серебра, а пробирное законодательство Российской империи с тех пор не так сильно изменилось. Можно сказать, что закон, изданный Петром, стал фундаментом пробирного дела в России. В дальнейшем заводы и частных мастеров обязали ставить именник – своё именное клеймо, которое ставилось рядом с пробирным клеймом. Такие выходные данные позволяют узнать об изделии многое.

В ходе очистки оклада, в средней части нижней грани были обнаружены пробирное клеймо «А.С» с датой 1862, правее 84-ая проба серебра, но серебряный ли оклад или только покрыт напылением, удастся узнать лишь, когда он пройдёт экспертизу в Федеральной пробирной палате. Справа от пробы знак Московской Пробирной палатки – Георгий Победоносец, а правее именник мастера, изготовившего оклад, - инициалы «В.С.», помещённые в прямоугольник. В пробирное клеймо «А.С» заключены инициалы пробирера – Аггея Григорьевича Свечина, работавшего в Московской Пробирной палатке в период с 1862 по 1878 гг., «1862» - год опробирования, а в именнике инициалы «В.С.» выдают мастера серебряных дел из Саратова – Соболева Василия. К сожалению, никакой подробной информации о мастере нет. Неизвестно, был ли он родом из Саратова и при этом работал в Москве или работал в самом Саратове, но источники сообщают, что данное клеймо использовалось им в период в 1847 по 1853 годы.
обрезка клеймо PIXEL PIXEL.jpeg
Пробирное клеймо, проба и именник мастера

Возможно, что пробирное клеймо было поставлено значительно позже, чем изготовлен оклад, так как за пробирование взымалась пошлина и мастер мог не иметь возможности провести процедуру пробирования. Мастер мог также не состоять на учёте в Пробирной палатке и не иметь возможности ставить пробы на свои изделия в тот период времени, когда изготовил данный оклад, или же временные рамки использования им данного клейма оказались шире, чем сообщают немногочисленные источники.

Справочник Иванова А.Н. «Мастера золотого и серебряного дела в России 1600-1926» 2002 года издания сообщает ещё о трёх мастерах, одном купце и одной фабрике, использовавших подобное клеймо (хотя подробное описание внешнего вида клейм отсутствует, указаны лишь используемые инициалы). Из этого можно сделать вывод, что точно определить мастера, изготовившего оклад, к сожалению, не представляется возможным, но наиболее вероятно, что оклад изготовил именно Василий Соболев.

Оклад икон выполняет не только защитную функцию, но и является их украшением. И пусть изображение на иконе практически утрачено, сам оклад может стать украшением любой тематической выставки.


Хритоненков В.А., специалист по комплектованию музейных предметов



Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение