Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

НПП «Звезда». Системы жизнеобеспечения и спасения экипажей

НПП «Звезда». Системы жизнеобеспечения и спасения экипажей



4 апреля 2023 Судьба научно-производственного предприятия «Звезда» неразрывно связана со славной историей отечественной авиации и космонавтики. Практически с первых лет своего существования одновременно с работами по авиационной тематике предприятие включилось в реализацию отечественных пилотируемых программ, создавая системы жизнеобеспечения и средства спасения космонавтов. Ещё в 1953-1954 годах коллектив участвовал в обеспечении программы высотных полётов подопытных собак на ракетах Р-2А. Для обеспечения жизнедеятельности были разработаны специальные скафандры. Одетые в них животные располагались в катапультных тележках, которые после покидания ракеты приземлялись на парашютах. В течение всего полёта кислородная аппаратура и высотный костюм обеспечивали собачке минимально необходимые жизненные условия: кислородное питание и защиту от декомпрессии. В ходе этих полётов, которые с лёгкой руки американцев стали называться суборбитальными, животные подвергались всем экстремальным воздействиям, которые, в дальнейшем, ожидали и первых космонавтов.
В мае 1959 года вышло Постановление Правительства, определившее основных исполнителей работ по обеспечению полёта человека в космос. «Звезде» поручалось создание скафандра и катапультного кресла (совместно с ЛИИ) с носимым аварийным запасом, а также системы водообеспечения, то есть комплекса систем, обеспечивавших как жизнедеятельность космонавта в орбитальном полёте, так и его спасение в аварийной ситуации. В рекордно короткий срок скафандр СК-1 спроектировали, изготовили, испытали и подготовили к штатной эксплуатации.
Совместно с СОЖ он предоставлял космонавту следующие возможности:

- пребывание в разгерметизированной кабине в течение нескольких суток;

- защита при катапультировании на высотах до 8 км (штатным способом приземления было катапультирование из капсулы на высотах 5-6 км с последующим спуском на индивидуальном
спасательном парашюте);

- дыхание кислородом при спуске на парашюте при закрытом шлеме в случае приземления в бессознательном состоянии;

- спасение при приводнении, включая пребывание в холодной воде в течение 12 часов;

- отправление естественных надобностей;

- радиосвязь.

Имеется знаменитая на весь мир фотография, сделанная в ранние утренние часы 12 апреля 1961 года, где на переднем плане спокойный Гагарин, уже снаряжённый в теплозащитный и вентиляционный костюм ТВК, и Виталий Сверщек в белом халате, а на заднем плане у проверочных пультов - инженер Петрушин. Здесь специалисты «Звезды» первыми получили автографы Юрия Алексеевича. На первой странице книги У.Коллинза «Лунный камень» Гагарин написал «Витальке на память.12.04.1961 г.». Примерка скафандра в технологическом кресле.12 апреля 1961 г..jpg

В настоящее время скафандр СК-1 № 15, в котором Гагарин совершил свой полёт, является самым ценным и раритетным экспонатом музея «Звезды», о чём имеется запись во Всемирном каталоге Мемориальных музеев космонавтики.

3.JPG

В начале 1960 года завод с участием ЛИИ закончил разработку эскизного проекта катапультируемого кресла для кораблей «Восток». Была утверждена компоновка и начата разработка рабочих чертежей. В июле 1960 года была закончена сборка первого кресла, проведены примерки и некоторые функциональные испытания.

Катапультируемое кресло пилота и его системы являются рабочим местом пилота и средством покидания кабины. Оно предназначено:

- для обеспечения пилоту нормальных условий работы и отдыха во время пребывания его в кабине спутника;

- обеспечения безопасности при старте и на активном участке полета;

- надежного спасения его при возникновении аварийной ситуации на активном участке полета на высоте от 100 до 5000 метров при штатном возвращении;

- для поддержания жизни пилота после возвращения на Землю в течение трех-пяти суток;

- для сигнализации и радиосвязи пилота после катапультирования из кабины;

Приземление пилота после катапультирования во всех случаях производится на парашюте, после отделения пилота от кресла.

В ожидании старта Гагарин находился в кресле «Востока» более двух часов. В полёте он был пристегнут к креслу специальными ремнями. В таком состоянии космонавт находился в течение 108 минут. Вёл переговоры, принимал пищу, наблюдал Землю. На высоте 7 км катапультировался вместе с креслом, а на высоте 4 км отделился от кресла. Космонавт и катапультируемое кресло приземлялись раздельно.   У кресла не раскрылся парашют, и при ударе о землю оно разбилось.

_4.jpg

В экспозиции музея Первого полёта экспонируется макет катапультируемого кресла, подаренный научно-производственным предприятием «Звезда».

По материалам книги Н.И. Дергунова «Звезда. Годы, события, люди».


Людмила Дёмина, заведующая отделом Истории Первого полёта.



Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение