11 апреля 2025
С давних времён человечество билось над решением проблемы покорения неба. Это факт подтверждает книга «История воздухоплавания и его современное состояние» 1910 г., хранящаяся в фондах нашего музея, где очень подробно описаны, с примерами и иллюстрациями, основные этапы развития воздухоплавания. Книга поступила в фонды ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина» в 1990 г. от Варварова Николая Александровича, Журналист, популяризатора космонавтики, лётчика, работавшего под псевдонимами Н. Александров, Н. Крутов.

Книга. Том 1. «История воздухоплавания и его современное состояние». 1910 г. (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»).
Мечта покорить воздушную стихию была настолько заманчива, что воплотить ее в жизнь пытались представители самых разных слоев населения, отсюда рождались и откровенно провальные проекты, которые привлекали внимание общественности. Так, методом проб и ошибок, люди шли по пути приручения воздушной стихии. Многие попытки осуществить мечту и прикоснуться к небу оборачивались трагедиями. Однако, интерес людей не утихал, а лишь усиливался: знаменитый ученый и художник Леонардо-да –Винчи, поэт Гёте, чулочник Петен, сапожник де Груф и многие другие посвятили этому вопросу большую часть своей жизни.
Все началось с наблюдения за парящими в воздухе птицами. Видимо неизведанное умение, недоступное человеку в то время, вызывало такой интерес, что несмотря на всю сложность решения этой загадки, человечество на протяжении веков не оставляла мысль о ее реализации. Так, эмпирическим методом, появилось одно из первых приспособлений, которое приблизило осуществление мечты на шаг. Это был воздушный змей, история которого началась в Китае, примерно II-III вв., н.э., а также летающие фонарики, которые использовались в Поднебесной в военных походах.
Следующий этап- изобретение воздушного шара становится настоящим прорывом. Начинает зарождаться воздухоплавание. В эту битву вступают астрономы, физики, физиологи, а наряду с ними фокусники и акробаты. Воздухоплавание становится не просто интересной отраслью, а ещё и предметом захватывающего спорта. И как ни странно, эта группа, столь разных по интересам людей, двигала прогресс воздухоплавания. Множество интересных открытий происходило и в Европе, и в России. Мы опишем несколько интересных событийных открытий, которые дали толчок дальнейшему развитию воздухоплавания.
В рукописи Сулакадзева, озаглавленной: «О воздушном летании в России с 906 лета по Р.Х.», записано следующее:
«1731 года в Рязани при воеводе подьячий Нерехтец Крякутной фурвин сделал как мяч большой надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё , и нечистая сила подняла его выше берёзы, и после ударило его о колокольню, но он уцепился за верёвку чем звонят и остался так жив . Его выгнали из города, он ушёл в Москву и хотели закопать живого в землю или сжечь» (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина» Книга. Воздухоплавание в 4-х томах. Том I. История воздухоплавания и его современное состояние. Инженер –механик М.Л. Франк. С-Петербург 1910 г.)

Отрывок из книги. «Воздухоплавание» в 4-х томах. Том I. «История воздухоплавания и его современное состояние». Инженер-механик М.Л. Франк. С-Петербург 1910 г. (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»).
Ещё один интересный случай, который не хочется оставить без внимания, это открытие братьев Монгольфье.
Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн подняли в воздух свой первый шар из холста в 1783 году. Шар имел около 11,5 метров в поперечнике и весил 230 кг, за 10 минут он взлетел на высоту 1500÷2000 м (по оценке очевидцев) и опустился на расстоянии около 2 км от места подъёма.
«…Жак Шарль - французский изобретатель и учёный, решился наполнить шар водородом и этим значительно продвинул вперёд дело воздухоплавания. Шары, наполняемые тёплым воздухом, получили название «монгольфьеров», а водородом — «Шальеров». Первый «шальер» поднялся с Марсова поля в Париже 27 августа 1783 года. Через три четверти часа после поднятия шар опустился в 20-и км от Парижа. Все эти опыты были произведены с шарами, не имевшими никаких живых пассажиров…».
19 сентября того же года братья Монгольфье запустили в Версале шар, в корзине которого находились баран, петух и утка. На значительной высоте шар порвался, но спустился настолько плавно, что животные не пострадали.

Иллюстрация из книги Том I. «История воздухоплавания и его современное состояние».1910 г. 19.09.1783 г. Рис. № 13. Монгольфьер, запущенный в Версале. В корзине находились петух, утка и баран. (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»).
«…21 ноября того же года был назначен первый свободный полёт аэростата с двумя пассажирами: Пилатром де Розье и маркизом Д´ Арланд. В 1 час 54 минуты дня, монгольфьер поднялся из сада Мюэти, продержавшись в воздухе 25 минут, спустился в другом пригороде Парижа, пролетев расстояние в 8 километров…». (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина» Книга. Воздухоплавание в 4-х томах. Том I. История воздухоплавания и его современное состояние. Инженер –механик М.Л. Франк. С-Петербург 1910 г.)

Иллюстрация из книги. Том I. «История воздухоплавания и его современное состояние». 1910 г. (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»).
Летательные аппаратов можно разделить на две группы: аппараты легче воздуха (аэронавтика), и тяжелее воздуха (авиация). Аппараты аэронавтики поднимаются над землёй аэростатически, т.е. без затраты энергии. Аппараты тяжелее воздуха снабжены двигательными механизмами, затрачивают энергию, иначе говоря, поднимаются над землёй аэродинамически.
В нашей книге из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина» Книга. «Воздухоплавание в 4-х томах». Том I. «История воздухоплавания и его современное состояние». Инженер –механик М.Л. Франк. С-Петербург 1910 г. упоминается про Александра Фёдоровича Можайского, будущего автора «воздухоплавательного снаряда».
«…Много труда и времени потратил на постройку своего аэроплана А.Ф. Можайский. Его аэроплан должен был иметь плоскую поддерживающую поверхность в 4000 кв. футов. Весь аппарат должен был весить 57 пудов и подниматься на воздух при помощи паровой машины в 14⅟2 лошадиной силы.

Иллюстрация из книги. Том I. «История воздухоплавания и его современное состояние». 1910 г. (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»).
Александр Фёдорович Можайский, будущий автор «воздухоплавательного снаряда», в современном понимании - самолёта, военный моряк, капитан 1-го ранга, которому в этом году исполнилось бы 200 лет со дня рождения, родился 9 марта 1825. Именно Александр Фёдорович Можайский осуществил идеи множества предшественников в практическое развитие воздухоплавания при помощи летательных машин тяжелее воздуха.

Александр Фёдорович Можайский.
«3 ноября 1881* г. (по старому стилю) в России выдана привилегия (патент) на «воздухоплавательный снаряд» тяжелее воздуха» (из книги Академии наук СССР института истории естествознания и техники главного архивного управления. «Александр Фёдорович Можайский. Создатель первого самолёта. Сборник документов». 1955 год).
«…В 1883 году особая комиссия при Воздухоплавательном отделе Императорского Русского Технического Общества была выделена субсидия особой комиссией рассматривала проект аэроплана, после чего постановила ходатайствовать перед правительством о субсидии Можайскому для окончания его работы…». (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина» Книга. «Воздухоплавание в 4-х томах». Том I. «История воздухоплавания и его современное состояние». Инженер –механик М.Л. Франк. С-Петербург 1910 г.)
Из-за бюрократических проволочек летательный аппарат не был закончен. Долго приходилось ждать согласия на субсидии, но А. Ф. Можайский не сдавался, тратя собственные силы и средства на доработку своего летательного аппарата. В 1890 году А.Ф. Можайский ушёл из жизни, так и не закончив свою работу.
В государственных архивах были обнаружены ценнейшие документы об А.Ф. Можайском, позволившие восстановить историческую справедливость, подтвердив вклад в науку талантливого ученого. В 1955 году, институт истории естествознания и техники Академии наук СССР издал книгу под названием «Александр Фёдорович Можайский. Создатель первого самолёта. Сборник документов».
В год выпуска сборника Юрий Алексеевич Гагарин совершил свой самостоятельный полёт, уже на более модернизированном и технически оснащённом самолёте ЯК-18.


Фото. Курсант Саратовского аэроклуба Юрий Гагарин после первого самостоятельного полёта. 1955 г. (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»).
Множество трудов, которые открыли дорогу в космос, созданы К.Э. Циолковским. Он не просто предполагал, а точно знал, что космос можно покорить, чему свидетельствуют его рисунки для фильма «Космический рейс» из «Альбома космических путешествий» 1933 г. На рисунках показано строение ракеты, иллюминатор космического корабля, выход в открытый космос через шлюзовую камеру. Он разработал идеи устройства оранжереи в космическом корабле и системы регенерации воздуха на орбитальной станции. И сейчас это уже не фантастика, а реальность.


Иллюстрации из альбома «К звёздам». Авторы: В.А. Шаталов, М.Ф. Ребров, Э.А. Васкевич. 1982 г. (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»).
В то время, когда Ю.А. Гагарину был всего год от рождения, Константин Эдуардович Циолковский описывал образ будущего космонавта так: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство… Он русский… Он — гражданин Советского Союза. По профессии, вероятнее всего, лётчик… У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства… Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола».

Фото. Юрий Гагарин перед стартом.1961 год. (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»).
И поднимет его в космос не самолёт, а космический корабль. С этого момента для него откроется красота Земного шара. И в своём бортовом журнале он напишет: «Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха». Читая эти строки, понимаешь, насколько человек широко мыслит, ведь только творческий человек с невероятным кругозором сможет воспринимать космическое пространство и землю как произведение искусства.
Мы смогли покорить космос. Кто знает, возможно, в недалеком будущем мы сможем узнать, что таится и за ним, ведь нет ничего невозможного, как оказалось. Все началось с того, что человек хотел разгадать загадку парящих птиц и не останавливался ни перед какими преградами, познавал, достигал, совершенствовал. Сегодня для нас полеты в космос уже часть реальности, но никогда нельзя забывать, что сделало человечество, чтобы пройти путь от бумажного змея к космическому кораблю.
Калиушко Н.А., специалист по учёту музейных предметов.
В статье использованы фотографии из фондов музея и материалы печатных изданий из фондов музея и открытых источников.
Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня