Первый планетоход и снова русский

17 ноября 2023 Уникальность первых, присуще даже технике.

«Луноход-1» – это первый планетоход в истории человечества, он был доставлен на Луну 17 ноября 1970 года.
«Луноход-1».jpeg
«Луноход-1»

Общая масса лунохода составила 756 кг, его длина с открытой крышкой солнечной батареи 4,42 метра, ширина 2,15 метра, высота 1,92 метра. Диаметр колёс составлял 510 мм, ширина 200 мм. Колесная база шасси - 2216 мм, а ширина колеи 1600 мм. Каждое из восьми колёс было ведущим и имело электродвигатель, расположенный в ступице колеса. Суммарная мощность всех колёс составляет около 300 Вт. Каждое колесо имеет три титановых обода, покрытых сеткой из нержавеющей стали и соединенных грунтозацепами. Ступица колеса соединена с ободом спицами. Все колёса были неповоротные, поэтому для разворота лунохода необходимо, чтобы каждая четвёрка колес либо вращалась в противоположном направлении, либо в одном, но с разной скоростью. Максимальная скорость, которую он смог развить, составила 2 км/ч.
В процессе создания первого в мире планетохода приходилось решать массу, уникальных задач – разработать шасси лунохода, систему дистанционного управления, конструкцию посадочной платформы. Все эти задачи ещё в начале 1960-х годов поставил главный конструктор С.П. Королёв.
В марте 1965 года Королёв отказался от создания в своем ОКБ-1 непилотируемых космических аппаратов для исследования ближнего и дальнего космоса и передал эти работы машиностроительному заводу имени С.А. Лавочкина (ныне НПО им. Лавочкина). Заводское КБ возглавил Георгий Бабакин, который и занялся лунной машиной в целом.
Управлялся «Луноход-1» дистанционно, командой специалистов из пяти человек: командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер и оператор остронаправленной антенны. Большое расстояние от Земли создало особенность при управлении, задержка при выполнении команд аппаратом составляла 5 секунд. Планетоход сам выходил на связь, через определенный промежуток времени, чтобы отправить данные, полученные в ходе исследования луной поверхности.
За время работы на Луне, с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971, луноход проехал около 10,5 км исследовал более 80 000 м² поверхности, взял 537 проб грунта, сделал и отправил около 25 тысяч фотографий и 211 панорам, взял, и проанализировал 25 проб грунта, и с помощью лазера позволил определить точное расстояние до Земли.
Фактически «Луноход-1» замёрз 30 сентября 1971 года, встроенный радиоизотопный источник энергии, обеспечивающий комфортную температуру для оборудования и электроники, к сентябрю 1971 года исчерпал свои ресурсы. Тепловыделение и температура в середине сентября начали падать катастрофически, к концу сентября тепловыделение было в 4 раза меньше, чем в день высадки. Попытки установить с связь с планетоходом прекратили 4 октября 1971 года.
Можно было закончить, но первые они уникальные – про первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина можно сказать, что он просто «неотразим», его стать, его улыбка, его обаяние – это Гагарин. А первый в мире планетоход «Луноход-1» – он просто самый «отразимый».
Некоторое время американцы пытались посылать на луну мощные лазерные лучи. Они надеялись наткнуться на отражатель лунохода, и обнаружить его местонахождение. Когда многочисленные попытки не принесли результата, исследователи решили просмотреть снимки, сделанные зондом.
Сначала учёные обнаружили на фотографиях советскую станцию «Луна-17», которая доставила «Луноход-1» на спутник. Вокруг неё они заметили колею и следы шин от планетохода. Проследив по ним, исследователи нашли небольшую точку, которая оказалась луноходом.
Когда американские исследователи объявили, что нашли «Луноход-1», российские учёные сказали, что вовсе не теряли его и всегда знали о его местонахождении и координаты никогда не пропадали.
Теперь в известное местонахождение аппарата, американские ученые попытались снова направить на него луч. В этот раз попытка была успешной, луч вернулся, отразившись от лунохода.
Сам планетоход исследователей интересует мало, а вот отражатель... Спустя 40 лет, проведенных на Луне, он в отличном состоянии, от этого отражателя они получил обратно 2000 фотонов, когда от других лишь 750. Кроме того, отражатели других планетоходов за годы испортились на 10%, а у «Луноход-1» он как новенький. В таком состоянии обычно бывают лишь те отражатели, которые все еще используются. Неизвестно почему так случилось, но в любом случае, по лучам, отражающимся от «Лунохода-1», можно точно определить расстояние до Луны.
Мне кажется, что наш первый в мире планетоход «Луноход-1», на Луне тщательно очищают и натирают до блеска и это конечно шутка. А факт: он был первым планетоходом и остаётся самым «отразимым».
Youri-Gagarine-gauche-Sergei-Korolev_3-gigapixel-standard-width-800px.jpeg