Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Первый «Восток» и пять с половиной лет на орбите

Первый «Восток» и пять с половиной лет на орбите



15 мая 2023 15 мая 1960 года боевым расчётом 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (космодром «Байконур») в 03:00.06 по московскому времени с 1-й пусковой установки 1-й площадки полигона «Заря» был произведен пуск ракеты-носителя 8К72К «Восток» с космическим кораблём «Восток-1П». Беспилотный вариант корабля-спутника «Восток», был создан с целью лётной отработки конструкции и систем корабля для полёта человека.

Космический корабль «Восток» — первый в мире пилотируемый космический корабль, разрабатывался с 1958 года в ОКБ-1 под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королёва. «Восток» предназначался для полёта одного космонавта по орбите Земли.

Начало работ по созданию первого в мире спутника для полёта человека было официально инициировано секретным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 мая 1959 года № 569-264. В тексте постановления была поставлена задача по разработке экспериментального корабля-спутника, спутника-разведчика и спутника для полета человека.

Типичная схема полёта и посадки космического корабля-спутника
Типичная схема полёта и посадки космического корабля-спутника.

Ещё до утверждения проекта, чертежи на производство корпуса космического корабля были направлены на Опытный завод. А первый технологический корабль для наземной комплексной отработки его электронной аппаратуры и оборудования появился к концу 1959 года. В начале 1960 года велись интенсивные испытания для отработки автоматики приземления и катапультирования кресла космонавта с манекеном путем его сброса с самолетов.

В апреле 1960 года Королев утвердил эскизный проект «Востока-1», в котором были материалы по экспериментальному кораблю-спутнику «Восток-1» (1К), конструкция спутника-разведчика «Восток-2» (объект 2К, позже «Зенит-2» — для маршрутной съемки и радиоразведки средств противовоздушной обороны) и спутника «Восток-3» (заводской индекс 3К) — для полета человека. И уже в апреле технологический корабль-спутник (1КП) фактически уже был готов к летно-конструкторским испытаниям.

h2fSrCQ1Pdg-gigapixel-standard-width-1000px.jpg

Первый в мире советский космический корабль-спутник массой 4540 килограмм, главной задачей запуска являлась проверка работы основных систем. Ракета-носитель 8К72К была создавался на базе стандартной межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 путем добавления третьей ступени. Корабль 1КП не был оснащен системой жизнеобеспечения, системой приземления и не покрывался теплозащитой. На его борту была установлена герметическая кабина с грузом, имитирующим вес человека, со всем необходимым оборудованием, различной аппаратурой для будущего полёта человека. Вес с источниками питания составлял 1477 килограмм. В данном запуске возвращение на Землю герметичной кабины весом около 2,5 тонн не предусматривалось.

Предполагалось, что кабина после проверки надежности её функционирования и отделения от корабля-спутника, как и сам корабль-спутник по команде с Земли начнут спуск и прекратят своё существование при вхождении в плотные слои атмосферы. Радиопередатчик «Сигнал», работающий на частоте 19,995 мегагерц, помимо передатчика, на корабле-спутнике были размещены специальные радиоустройства для передачи данных о работе установленных приборов и для точного измерения элементов орбиты. Питание научной и измерительной аппаратуры спутника осуществлялось с помощью химических источников тока и солнечных батарей.
Корабль-спутник в соответствии с расчётами был выведен на орбиту, после чего отделился от последней ступени ракеты-носителя.

19 мая в соответствии с программой полёта, для осуществления спуска корабля-спутника с орбиты, с земли была передана команда на включение тормозной двигательной установки (ТДУ) и отделение герметичной кабины. ТДУ сработала, при этом осуществлялась предусмотренная стабилизация корабля во время работы двигательной установки.

Однако, в результате отказа датчика инфракрасной вертикали, система не верно определила «местную вертикаль» и направление тормозного импульса отклонилось от расчетного. В результате вместо уменьшения скорости корабля произошло ее увеличение, и корабль-спутник перешёл вместо траектории спуска на Землю на более высокую орбиту. Произошло отделение герметичной кабины от корабля-спутника и была зарегистрирована нормальная работа системы стабилизации кабины.

Сергей Павлович Королёв нашёл в данной ситуации положительный момент, расценив как первый манёвр на орбите. Запуск второго такого аппарата отменили, посчитав результат успешным.
Полученные данные по первому полёту корабля-спутника дали большой материал для осуществления будущего управляемого полета человека в космосе и показали правильность основных положений, принятых при создании пилотируемого космического корабля.

Это позволило менее чем через год отправить на орбиту первого человека — Юрия Алексеевича Гагарина, событие ставшее главной мировой новостью.

Очень интересно:
• В создании корабля участвовало 123 организации, в том числе 36 заводов.
• Корабль «Восток-1П» затормозился и сгорел в атмосфере 5 сентября 1962 года, а герметичная кабина — 15 октября 1965 года и это далеко после благополучного возвращения первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина.



doc@museumgagarin.ru



Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение