19 октября 2023
Будущего инженера ракетно-космической отрасли грезы о космических путешествиях посетили еще в раннем детстве. Родился Фридрих Цандер 23 августа 1887 года в Риге. Его отец, врач по профессии, был увлечен и другими науками, в частности — астрономией, любовь к которой перенял от него и сын. В детстве Цандер подолгу засматривался на звездное небо, слушая будоражащие предположения отца о том, как далекие планеты населяют различные организмы, совершенно непохожие на земные. Возможно, с тех самых пор начал формироваться главный движущий девиз в жизни ученого, ставившего межпланетные путешествия во главу своих интересов: «Вперед, на Марс!»
Впервые Фридрих Цандер сталкивается с пророчествами о полетах в космос, ознакомившись со статьей Константина Эдуардовича Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» в годы учебы в Рижском городском реальном училище. Этот момент можно назвать отправной точкой в развитии идей Цандера о полетах за пределы атмосферы.
В годы учебы в Рижском политехническом институте Цандер состоит в студенческом обществе воздухоплавания и техники полета, строит планеры. Рассчитывает траекторию полета ракеты к поверхности Марса, путешествия к которому для молодого инженера являлись главной «космической» мечтой.
В своей тетради «Космические (эфирные) корабли, которые обеспечат сообщение между звездами. Движение в мировом пространстве» свои идеи излагал, используя метод шифрования, поэтому информация, представленная в сборнике, по сей день известна не в полном объеме. Объектами его исследований являлись проектирование космических аппаратов, их движущая сила, вопросы их жизнеобеспечения, а также полеты на другие планеты.
Фридрих Цандер предлагает вариант лунного космического лифта, проводит эксперименты по выращиванию овощей в «оранжерее авиационной легкости», разрабатывает проект межпланетного космоплана. Главной идеей становится объединение ракеты с самолетом для взлета с Земли и последующее сжигание самолета в полете в качестве горючего в камере ракетного двигателя для увеличения дальности полета ракеты.
Знаковым периодом в жизни ученого становится начало 1930-х. Тогда Цандер ведет работу по созданию первого советского ракетного двигателя ОР-1, действующего на газообразном воздухе с бензином. Его первые испытания прошли 18 сентября 1930 года.
Через год состоялась знаменательная встреча – Фридрих Цандер знакомится с Сергеем Павловичем Королевым, который впоследствии отзывался об изобретателе из Риги как о «высокоталантливом инженере», и всегда видел в нем своего наставника и учителя. В том же году при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима Цандером была основана Группа изучения реактивного движения (ГИРД), участники которой были новаторами в области практической космонавтики, работавшими над основами реактивного полета и созданием первых ракет и реактивных двигателей. Цандер возглавлял первую бригаду, занимавшуюся двигателями, а четвертой, по конструированию летательных аппаратов, руководил Сергей Королев.
В составе ГИРДа Фридрих Цандер принимает участие в создании двигателя на жидком кислороде ОР-2, а также первой советской ракеты на жидком топливе – «ГИРД-Х».
К сожалению, запуска ракеты, сконструированной по своему проекту, Фридрих Артурович не застал: он заболел и умер от тифа в Кисловодске за несколько месяцев до запланированного старта. Тем не менее, те мечты о космосе, которые привели пытливый ум ученого к практическим свершениям, проложили путь человеку в неизведанные просторы Вселенной.
Евсеева Виктория, экскурсовод