Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Провинциальные истории в письмах. Дом на окраине улицы

Провинциальные истории в письмах. Дом на окраине улицы



17 октября 2023

Что значит для старшего поколения слово «письмо»? Это то, что можно подержать в руках, развернуть, приложить к сердцу, наконец, почувствовать особый, ни с чем не сравнимый, запах писчей бумаги… Вот что для них значит это слово. Моим сегодняшним проводником в прошлое станет Екатерина Григорьевна Миронова – Катюша Соколова, чьё бумажное послание мы и развернём сейчас.

3. PIXEL PIXEL.jpeg

Катя Соколова. 1924 год. (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»)


Увы, сама эпоха рукописных писем уже стала историей. Вы скажите, что читать чужие письма нехорошо, но Екатерина Григорьевна разрешила мне поделиться с земляками своими воспоминаниями. Одно из них сродни Лесковской повести о страстной Екатерине Львовне Измайловой – молодой, скучающей в одиночестве, купеческой жене, отважившейся ради возлюбленного на страшный грех – убийство.

Подобная история некогда произошла и в провинциальном Гжатске. Местная «Леди Макбет», купеческая дочь Маргарита Ильинична Колыванова, оставшись после смерти родителей одна в четырёх стенах большого отцовского дома, влюбилась в молодого постояльца. Её увлечение быстро переросло в настоящую страсть. Колыванова была готова на всё ради своего возлюбленного, даже на хладнокровное убийство. Потом было признание в содеянном, было и заслуженное наказание. Но лучше меня эту историю поведает вам героиня сегодняшней статьи – Екатерина Григорьевна Миронова.

1. PIXEL.jpeg

Купеческая семья Колывановых. Илья Фёдорович с супругой Екатериной Ивановной и дочерьми (слева направо): Елизаветой, Ниной и Маргаритой.

г. Гжатск, начало ХХ века. (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»)


«25/II-92. …Илья Фёдорович Колыванов очень красивый моложавый мужчина, видимо из богатой, но разорившейся семьи, почему я делаю такой вывод – супруга его Екатерина Ивановна старая сморщенная женщина на много лет старше Ильи Фёдоровича. А дальше уже обывательские разговоры: богатая Екатерина Ивановна долго не могла выйти замуж, а потом её сосватали с Ильёй Федоровичем, и он женился, как принято говорить, «на деньгах». Из каких купцов происходила Екатерина Ивановна не знаю. Эту семью я знала в период НЭПа и где работал Илья Фёдорович тоже не знаю. У них было двое (трое?) дочерей – Нина и Рита (Лиза). Первая жила в Чебоксарах, а вторая оставалась жить в огромном колывановском доме на Ленинградской ул. (дальше за новым (теперешним) домом Гагариных).

Неужели Вы не знаете историю Риты Колывановой? Поинтересуйтесь в архивах милиции, а я Вам коротко опишу. Оставшись одна, Колыванова пустила к себе жильца, семья которого хорошо жила где-то в районе. Этот жилец стал возлюбленным хозяйки, а когда к нему приехала жена, по причине ревности, произошло страшное убийство. Ещё долго не могли найти куда подевалась женщина. Из Москвы приехала следственная группа. И скоро убийство было раскрыто, а закопанный труп молодой женщины обнаружен между домами. Колыванова была арестована и получила десять лет, отсидела и вернулась в Гжатск. Затем она поступила работать на хлебозавод вахтёром, а спустя какое-то время в морозный зимний день её нашли убитой в сарае, куда та пошла за дровами.

Семейное захоронение Колывановых было на Тарантаевском (Вознесенском) кладбище, если завернуть направо за домик священника и пройти поглубже, там они и похоронены.

2. PIXEL.jpeg

И.Ф. Колыванов на могиле своих предков на Вознесенском кладбище. г. Гжатск, первая четверть ХХ века. (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»)

Вопрос ко мне – откуда я всё так подробно знаю? Дело в том, что, начиная с 1961 по 1985 годы, у нас было как бы гжатское землячество и среди нас был Николай Николаевич Олонкин, двоюродный брат Ильи Фёдоровича. Вот он всё и рассказал.

И ещё была одна причина, почему я интересовалась семьёй Колывановых. Дело в том, что Илья Фёдорович был большой любитель театра и у себя во дворе он устроил театр для детей. Здесь была капитальная сцена, лавочки для зрителей, были спектакли. В основном группа состояла из подростков Ленинградской улицы (в своё время это были как кланы), но уже не помню, как туда попала я – житель Первой Советской улицы. Мне доставались хорошие роли, в основном королев, принцесс, а иногда и шутов. Но моё пребывание в этой труппе окончилось печально.

4. PIXEL.jpeg

Екатерина Соколова с другом детства Владимиром. г. Москва, 12 января 1929 года. (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»)


Мне было тогда четырнадцать лет, я пришла на очередную репетицию, а в руках у меня была книжка, о, ужас! «Яма» Куприна. Увидев её у меня в руках, Екатерина Ивановна подняла просто крик «она испортит мне девочек!» В тот же час я была изгнана за «развратную» книгу из театра. Книга была конфискована, а сама Екатерина Ивановна пришла в наш дом, вернуть её и объяснить маме, за что меня изгнали. Вот, видимо, по какой причине Рита Колыванова превратилась в преступницу!

… Очень, очень многие из наших гжатчан покинули этот свет. Поздно хватились заниматься исследованием становления Гжатска, конечно, это общая ситуация во всей стране, раньше и думать бы не могли о том, чтобы сказать – я из купеческой семьи…

Желаю успеха, всего доброго, здоровья, и если можно, то и хорошего настроения. Е.Г.»

5. PIXEL.jpeg

Встреча гжатчан-москвичей в родном городе. Е.Г. Миронова (1-й ряд, 6-я слева), одна из инициаторов создания «Гжатского землячества» в Москве. г. Гагарин, 1974 год. (Из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»)


Екатерина Григорьевна прожила долгую (97) и достойную жизнь. Её письма, «где всё наруже, всё на воле», порой дают больше пищи для размышлений, чем целые горы книг. Именно этого и не хватает нам сегодня в электронных письмах и поздравлениях. В них нет главного – души. Иногда вот такое маленькое письмецо, спустя целые десятилетия, продолжает хранить тепло и говорит о человеческом присутствии.

Поэтому с удовольствием и трепетом перечитываем мы сегодня эти письма, пропитанные особым уважением к адресату, способные перенести нас во времена, «когда деревья были большими», чтобы ещё раз насладиться своими эмоциями и чувствами.

Продолжение следует…

 

 

Маргарита Лебедева, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина

Авторская орфография и пунктуация сохранены




Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение