Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Провинциальные истории в письмах. Выставка

Провинциальные истории в письмах. Выставка



5 августа 2023

Продолжая тему провинциальных историй, хочется отметить, что порой письменные источники становятся единственными документальными свидетельствами, содержащими информацию о малоизвестных фактах из жизни Гжатска и его обывателей начала прошлого столетия. Об одном из них поведал в своей переписке уже не безызвестный нам Михаил Жуков.

Его письма буквально пропитаны атмосферой жизни тишайшей провинции, которую иногда «потрясали» оглушительные театральные премьеры и незабываемые художественные выставки.

Выставка картин в Гжатске
Выставка картин. Слева направо: Дмитрий Федотов, Геннадий Георгиевский, Николай Соболевский, (?), Михаил Жуков, (?). г. Гжатск, 1927 год.

Выставка картин в Гжатске
Михаил Жуков (1-й ряд, 2-й слева) среди участников художественной выставки в г. Гжатске. 1927 год.

Одна из них традиционно проходила в Центральной городской читальне 5 августа 1928 года. Её участником наряду с пятью другими художниками Геннадием Георгиевским, Николаем Соболевским, Леонидом Сырневым, Дмитрием Федотовым и Вениамином Штейном был и Михаил Жуков. Важно отметить, что среди авторов, выставлявшихся тогда, двое являлись сокурсниками Михаила Петровича по московскому училищу Живописи, Ваяния и Зодчества, волею судьбы оказавшиеся в Гжатске. Это Леонид Александрович Сырнев и Дмитрий Афанасьевич Федотов.

Выставка картин в Гжатске
Каталог выставки картин, проводимой в Гжатске в августе 1928 года.

Жуков пробовал себя в разных областях изобразительного искусства: пейзажи, натюрморты, декорации к театральным постановкам, даже оформление интерьеров домов известных горожан, но с особым удовольствием он обращался к написанию портретов, где источником вдохновения были как близкие ему люди, так и обычные горожане. Портрет в руках мастера может рассказать о человеке больше, чем он сам. Жукову удавалось передать внутренний мир того, кого художник выбирал для своей работы. Долгое время источником его вдохновения оставалась Вера Дунаева, которая стала главной героиней многих работ автора.

Выставка картин в Гжатске
Слева направо: Вера Дунаева, (?), Олег Жуков, Михаил Петрович Жуков, Лидия Дунаева. г. Гжатск, 1926 год.

Из письма Михаила Жукова Вере Дунаевой на ст. Тёмкино Сызрано-Вяземской железной дороги от 4 августа 1928 года.

«Вера! Слышишь? «Однозвучно гремит колокольчик, и дорога… и грустно договаривают низкие аккорды «песнь ямщика».

Сегодня вырезал из альбома твой набросок, вставил на изысканном фоне в любимую раму и снёс на выставку в час её открытия. Почувствовал ли что Соболевский, угадал ли что, но он в ту минуту повесил его на самом лучшем месте. Глаза наши встретились, и я безмолвно и крепко пожал ему руку…»

Михаил Петрович испытывал чувство неудовлетворения от работ, представленных на гжатской выставке. И только этот набросок, где субботним вечером Вера склонилась над книгой Войнич «Джек Реймонд», стал, по мнению художника, украшением выставки.

Из письма Михаила Жукова Вере Дунаевой на ст. Тёмкино Сызрано-Вяземской железной дороги от 7 августа 1928 года.

«Я за эти дни так привык (или уже давно) к одиночеству, что целые дни пропадал на выставке.

– В эти минуты мне казалось, что никакого и дома нет и не было и живу где-то в пространстве, и предо мной на стенах только одни картины, цветы в вазах на окнах и тихая красивая музыка (рояль и скрипка).

У меня на выставке, за исключением наброска, слабые вещи – но за то ко мне все так хорошо и тепло относятся?

– Ах, Вера, как немного нужно художнику, чтобы сделать ему смерть его радостной.

– Неправда, что ему нужен уют, комфорт и прочий мармелад обыденности. Неправда – это нужно что-то другое… Ласка, любовь? Даже не это – это слишком дорогое счастье – нам его не купить и не заслужить. Господь с ними – летите мои цветы по ветру – не оглянусь, чтобы не видеть вас не примятыми не увядшими!..

Вот почему в такие горькие минуты (а их так много сзади и впереди) мы льнём к людям за хорошую улыбку, за доверчиво протянутую руку. Мне не нужно много распространяться на эту тем. Ты чуткая, а когда-нибудь поймёшь и больше, и глубже, только миновали бы тебя эти минуты – горькие они, Вера.

Вот почему я так бежал к тебе… Везде и во всём, и в утро, и день, и вечер, ты заменяла мне весь Мiр с его хорошей улыбкой, с его доверчиво протянутой рукой. И вот почему мне так хорошо было на выставке эти дни. Со стороны всех художников – какая-то необычайная ласка и эта тихая музыка – точно кто-то сказал им, или просто почувствовали – какое солнышко ушло из моей жизни…»

Выставка картин в Гжатске
М.П. Жуков. Рисунок «Девушка за чтением книги». Бумага, карандаш. 1928 год.

Эту работу Михаила Жукова передала в музей Инна Викторовна Солецкая, дочь Веры Григорьевны Дунаевой. Вместе с наброском к нам попал Двойной портрет – вершина авторского мастерства художника. Но это уже совсем другая история.

 ⃰ Авторская орфография и пунктуация сохранены

 

Маргарита Лебедева, научный сотрудник научно-исследовательского отдела



Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение