МУЗЕЙ ПЕРВОГО ПОЛЁТА
ДОМ-МУЗЕЙ ШКОЛЬНЫХ ЛЕТ Ю.А.ГАГАРИНА
Музей первого полёта
Музей первого полёта
Историко-краеведческий музей

Секция «История пилотируемой космонавтики и ракетно-космической техники».

11 марта 2023 Традиционно научная часть чтений проходит в формате секций, которые начинают свои заседания с 10 марта.
Всего площадок шесть: «История пилотируемой космонавтики и ракетно-космической техники», «Профессия – космонавт» «Космонавтика и общество», «Музеи космонавтики: опыт, проблемы, перспективы», «Космонавтика и молодежь», «Научно-техническая секция», на базе Музея-заповедника Ю.А. Гагарина.
В связи с тем, что наступающий год ознаменован великой датой - 80-летием со дня освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков, Музей-заповедник Ю.А. Гагарина была введена еще одна дополнительная секция, посвященную этому событию - «Эстафета Памяти: у победы в космосе была Победа на земле».
Все мы хорошо понимаем, что будущее человечества связано с практическим освоением космического пространства. Жизнь и работа в космосе – едина, неделима и очень многогранна. При этом, на тернистом пути изучения и освоения космоса человек сталкивается с необходимостью обеспечить и сохранить свою жизнедеятельность в трудных условиях автономного существования. В настоящее время мы перешагнули полувековой рубеж с начала пилотируемых полетов в космос.
IMG_20230311_100409.jpg
За прошедшие годы человек достаточно хорошо освоил технологию орбитальных полетов. В космос слетали более 500 космонавтов (астронавтов) из 35 стран. На орбитальных станциях человек может жить и работать годами. Вершиной достижений человечества в пилотируемой космонавтике стала МКС. Проект МКС включил в себя международный опыт и лучшие достижения всех предшествующих пилотируемых программ. Он наглядно подтверждает, что во имя прогресса люди разных стран способны объединиться и создать высокоэффективную кооперацию ученых и промышленников из десятков стран. Сегодня можно смело утверждать, что пилотируемая космонавтика уже добилась огромных успехов и имеет полное право на дальнейшее развитие. Об этом и ведут речь организаторы и докладчики в ходе заседания первой секции Гагаринских чтений, которая называется «История пилотируемой космонавтики и ракетно-космической техники».
IMG_20230310_142332_1.jpg
Руководителем секции являются заслуженный работник культуры Российской Федерации, заведующая отделом Музея-заповедника Ю.А. Гагарина Л.М. Демина, ветеран космонавтики России Пономарева И.П., главный специалист АО «НПО Энергомаш им. Академика В.П. Глушко», член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Судаков В.С.
IMG_20230311_100751.jpg
IMG_20230310_142404.jpg
В заседании секции принимают участие ведущие ученые, ветераны космонавтики, сотрудники музеев космической тематики и работники предприятий космической отросли, студенты. В этом году на секции представлены 24 доклада.
И конечно же в докладах на данной секции мы вспоминаем тех, по-настоящему смелых людей, благодаря которым мы знаем намного больше о природе космоса. Страной, которая внесла грандиозный и несоизмеримый вклад в развитие космонавтики, осуществив запуск первого искусственного спутника на околоземную орбиту и полет первого человека в космос, является некогда великий Советский Союз. СССР можно бесконечно любить и также ненавидеть, но отрицать заслуги десятков инженеров–конструкторов, ученых, физиков и космонавтов нельзя ни при каких условиях. Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев, Валентин Петрович Глушко — это лишь малая часть людей, которые работали на создание будущего, ставшего нашим с вами настоящим. Имена и фамилии этих людей, мы считаем, должен знать каждый.
IMG_20230310_142434.jpg
Докладчики секции через призму биографий людей, внесших неизмеримый вклад в развитие этой удивительной науки, рассказывают об общей истории космонавтики. То, что историю пишут победители — ложь. Историю на самом деле пишут гении, смельчаки и безумцы.
В этом году исполняется сто лет со дня рождения Виталия Георгиевича Воловича (1923-2013) – знаменитого полярника, участника четырёх арктических экспедиций, основоположника медицины выживания в СССР, автора многочисленных книг и дневников. Именно ему Главный конструктор поручил первое обследование Юрия Гагарина «в поле» после его возвращения из космоса.
IMG_20230311_100815.jpg
Неслучайно самым волнующим событием в жизни Виталия Георгиевича стала эта незабываемая встреча с вернувшимся с орбиты космонавтом.
С докладом «Проверено на себе», посвященным анализу и обобщению ярких событий жизни, творчества и вклада Виталия Воловича в становление и развитие отечественной арктической, авиационной, космической и экстремальной медицины, на Исторической секции выступили сотрудники НИИЦ авиационной, космической медицины и военной эргономики ЦНИИ ВВС Министерства обороны России М.В. Дворников, А.А. Меденков, М.Н. Хоменко, лично знавшие легендарного врача.
В президиуме Гагаринских чтений И.Д. Кобзон, В.Г. Волович, С.М. Белоцерковский, А.П. Арцебарский. г. Гагарин, 1993 год..jpg
Из истории: В президиуме Гагаринских чтений И.Д. Кобзон, В.Г. Волович, С.М. Белоцерковский, А.П. Арцебарский. г. Гагарин, 1993 год.

В докладе содержатся малоизвестные факты из жизни Почётного полярника, его роль в экспериментальной проверке средств и способов выживания в экстремальных климатических условиях, которые были проверены и подтверждены на себе.
Виталий Георгиевич неоднократно приезжал на малую родину первого космонавта. Выступая на Чтениях, он охотно рассказывал о той памятной встрече с Гагариным, о том, в каких непростых условиях она проходила.
Приведём в сокращении воспоминания Виталия Георгиевича: «В 10 часов 45 минут нам выдали координаты места посадки. Штурман быстро произвёл расчёты – Гагарин прямо по курсу, - сказал он. Будем там минут через 15… Вдруг по радио поступила команда: изменить курс на 45 градусов… Мы летели новым курсом минут 20, как вдруг последовала торопливая команда: лечь на прежний курс… Парашютистам приготовиться – сказал штурман.
Мы надели парашюты… Я подошёл к открытой дверце.
- Отставить прыжок! – закричал штурман, сложив руки запретным крестом.
- Следуйте на аэродром города Энгельса, - прозвучал из репродуктора голос невидимого начальника.
- Врачу встретить космонавта на земле, в Энгельсе.
- Обидно было до слёз».
В.Г. Волович (2-й ряд, 1-й справа) в зрительном зале во время торжественного открытия Гагаринских чтений. г. Гагарин, 1990-е годы..jpg
Из истории: В.Г. Волович (2-й ряд, 1-й справа) в зрительном зале во время торжественного открытия Гагаринских чтений. г. Гагарин, 1990-е годы.

Пробиться к Гагарину в аэропорту оказалось непросто. «Я бегом поднялся на второй этаж и буквально ворвался в просторный зал. В центре на стуле сидел с несколько растерянной улыбкой Гагарин… Я, не раздумывая, бросился к космонавту… Гагарин поднялся мне навстречу, и мы крепко обнялись. - Ну, как самочувствие? – Да не волнуйтесь доктор… я ведь ждал вас, уверен был, что вы будете меня встречать», - вспоминал Виталий Георгиевич.
И только тогда, когда Гагарина доставили к специальному самолёту, который вылетал в Куйбышев, Волович оказался рядом с космонавтом. Только здесь, в самолёте, а прошло уже более четырех часов после приземления, врач, наконец, получил возможность обследовать Гагарина. Давление, пульс и температура у космонавта оказались в норме. Но были и тревожные сигналы. Вот как их описывает Волович: «Подождите немного, - вдруг, побледнев, тихо сказал Гагарин. – Что-то меня подташнивает. Неужели укачало? Такого не было с тех пор, как я начал летать.
- Давай пройдем в хвост самолёта, - сказал я и, обняв Юру, пошёл с ним в хвост самолёта, где находилась туалетная комната… Мы даже не предполагали, что подступившая тошнота была не чем иным, как проявлением «космической болезни движения», которая в будущем доставит немало хлопот космонавтам и врачам».
Промахи, допущенные при встрече Ю.А. Гагарина, были учтены при планировании следующих полётов. Своевременно проведённые медицинские обследования космонавтов, летавших на кораблях серии «Восток», дали возможность приступить к подготовке длительных пилотируемых полётов. И в этом, заслуга В.Г. Воловича.
Виталий Георгиевич Волович во время выступления на Гагаринских чтениях. г. Гагарин, 1990-е годы..jpg
Из истории: Виталий Георгиевич Волович во время выступления на Гагаринских чтениях. г. Гагарин, 1990-е годы.

Юрий Гагарин, в благодарность своему доктору, вывел на фотоснимке: «Передовой медицине. Гагарин».

Мария Белова, руководитель пресс-службы Музея-заповедника Ю.А. Гагарина,