Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

«Союз» восемнадцать дробь один

«Союз» восемнадцать дробь один



5 апреля 2023 Сегодня Музей-заповедник Ю.А. Гагарина расскажет об одном из драматичных полетов в истории отечественной космонавтики, информация о котором долгое время была засекречена.
Произошел этот случай в этот день, 5 апреля, в 1975 году.
Если мы вспомним официальную историю пилотируемых полётов, то космический корабль «Союз-18» стартовал 24 мая 1975 года с космодрома Байконур с экипажем в составе Петра Климука и Виталия Севастьянова. Корабль успешно состыковался со станцией «Салют-4», на которой экипаж отработал два месяца. 26 июля того же года космонавты вернулись на Землю.

1.jpg

Лётчики-космонавты СССР Пётр Климук и Виталий Севастьянов (слева направо) — командир и бортинженер космического корабля «Союз-18» — перед тренировкой в корабле-тренажёре.
И это действительно чистая правда, но не полная. Космический корабль Климука и Севастьянова для посвящённых имел несколько иное название — «Союз-18 В». О том, что случилось с «Союзом-18 А», или, иначе, «Союзом-18-1», специалистам космической отрасли распространяться запрещалось.
А между тем, полёт этого корабля является одной из самых драматичных страниц отечественной космонавтики, а его экипажу пришлось пережить то, что не выпадало больше никому.
Командиром корабля «Союз-18-1» являлся Василий Лазарев, а бортинженером Олег Макаров.

3.jpg

Начинался полет в штатном режиме. 5 апреля 1975 года. Космодром Байконур. Традиционные предполётные процедуры. Затем посадка экипажа в корабль. 11 часов 04 минуты. Старт. Ракета уносит «Союз-18» в небо.
Миссия — доставка экипажа на станцию Салют-4, уже второе посещение.

2.jpg

Всё шло отлично, в положенный срок отделилась первая ступень, затем в расчётном режиме произошёл сброс головного обтекателя. На 261-й секунде полёта должно было произойти отделение второй ступени, однако вместо этого ракету стало ощутимо раскачивать, причём амплитуда увеличивалась. Очень быстро стало ясно — носитель, не донеся космонавтов до расчётной орбиты, отказал. Сработала аварийная система, отстрелившая возвращаемый аппарат.
Произошло это на высоте чуть менее 200 километров, то есть де-факто уже в космосе. При этом аварийный спуск происходил в неуправляемом режиме. Проще говоря, спускаемый аппарат «Союза-18» падал из космоса.
Во время спуска космонавты испытали пиковую перегрузку около 20,6 g. У космонавтов отказало зрение и была зафиксирована остановка сердца. В себя они пришли тогда, когда сработала парашютная система. Тренированные организмы выдержали немыслимые перегрузки, хотя продлись они чуть дольше, и выжить экипажу было бы не суждено.
Спускаемый аппарат приземлился к юго-западу от города Горно-Алтайск, в 829 километрах к северу от границы с Китаем, на высоте 1200 м на заснеженный склон горы Теремок-3 и начал скатываться вниз.
Над космонавтами опять нависла угроза гибели. Как ни парадоксально выручили рекомендации не «по инструкции». По правилам, экипаж после приземления должен был отстрелить парашют. Однако в ходе тренировок спасатели обратили внимание на то, что при посадке в горном районе спускаемый аппарат после отстрела парашюта может просто скатиться по склону с самыми трагическими последствиями. Поэтому экипажу «Союза-18» спасатели дали неофициальную рекомендацию: сначала осмотреться, а уж потом отстрелить парашют, благодаря этому за 152 м до обрыва опасный спуск был прекращён - парашют, зацепился за растительность.
Высадившись в снег при температуре −7 °C, космонавты надели спасательные комбинезоны. Лазарев, не имея достоверных сведений насчёт места их приземления и опасаясь, что они приземлились в Китае, следуя инструкции сжёг документы, касающиеся некоторых экспериментов, которые были запланированы для выполнения на орбите.
Вертолёт спасателей не смог выполнить зависание в месте посадки и высадил спасательную команду на лёд речки Уба, находящейся у подножья горы Теремок-3. Попытка подняться по склону горы вызвала снежную лавину, засыпавшую всю группу, вторая группа спасателей откопала своих товарищей, обошлось без жертв.
Раньше спасателей до космонавтов добрались геологи, одному из них удалось высадиться с вертолёта и добраться до космонавтов. Космонавты были благополучно эвакуированы на вертолёте ВВС (пилот Салим Гареев) на следующий день после их обнаружения. Командир вертолёта отказался брать на борт геолога, сославшись на то, что не может по инструкции брать на борт посторонних. Только после заявления Макарова, что без него он никуда не полетит, на борт взяли и геолога. Спасательной бригадой космонавты были возвращены в Звёздный городок, спускаемый аппарат был доставлен позже, спустя некоторое время.
К действиям космонавтов никаких претензий быть не могло — их поведение иначе как героическим назвать нельзя. Но в СССР сообщать о космических неудачах было не принято, в СМИ попадала информация только о тех случаях, которые уж совсем нельзя скрыть.

4.jpg

Единственное сообщение об этом инциденте в советских СМИ появилось только 8 мая во внутренних полосах газет: «5 апреля 1975 года произведён запуск ракеты-носителя с пилотируемым космическим кораблём «Союз» для продолжения экспериментов совместно со станцией «Салют-4». На борту корабля находился экипаж в составе Героев Советского Союза лётчиков-космонавтов СССР Лазарева Василия Григорьевича, Макарова Олега Григорьевича. На участке работы третьей ступени произошло отклонение параметров движения ракеты-носителя от расчётных значений, и автоматическим устройством была выдана команда на прекращение дальнейшего полёта по программе и отделение космического корабля для возвращения на Землю. Спускаемый аппарат совершил мягкую посадку юго-западнее города Горно-Алтайска. Поисково-спасательная служба обеспечила доставку космонавтов на космодром. Самочувствие товарищей В. Г. Лазарева и О. Г. Макарова хорошее».
Музей-заповедник Ю.А. Гагарина приглашает вас посетить малую родину первопроходца космоса Юрия Алексеевича Гагарина и предлагает невероятные эксклюзивные экскурсионные программы для тех, кто интересуется легендарными покорителями космического пространства, развитием космонавтики и историей нашей страны.


Мария Белова, руководитель пресс-службы Музея-заповедника Ю.А. Гагарина.

Материал подготовлен по информации из открытых источников.



Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение