17 апреля 2023
Личность советского авиаконструктора и организатора авиационной промышленности, директора авиационного завода №1, дважды Героя Социалистического Труда Виктора Яковлевича Литвинова (1910-1983) неотделима от истории нашей страны.
Родился Виктор Яковлевич 17 (30) апреля 1910 года в г. Таганроге в семье железнодорожника. Окончив 7 классов железнодорожной школы, в 1926 году поступил в Таганрогский индустриальный техникум. Закончив его, в 1930 году пошел работать на Таганрогский авиационный завод, затем по разнарядке Авиатреста СССР был переведён в Москву на завод №1 имени Авиахима. В 1937 году Виктор окончил с отличием вечернее отделение Московского авиационного института и его назначают на ответственную должность начальника технического бюро сборочного цеха завода. 31 декабря 1940 года за успешное освоение новой авиационной техники завод был удостоен ордена Ленина, а В.Я. Литвинов награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В годы Великой Отечественной войны, когда немецкие войска приблизились к Москве, авиационный завод №1 стал одним из основных объектов бомбардировок. 22 июля 1941 года на заседании Совета Народных Комиссаров было принято решение создать в Куйбышеве (ныне Самаре) плацдарм для дальнейшего выпуска самолётов. В экстренном порядке организацию эвакуации завода №1 поручили В.Я. Литвинову, тогда ещё главному инженеру.
Благодаря самоотверженному труду заводчан уже через два месяца на новом месте был налажен выпуск самолётов МиГ-3. В 1942 году завод полностью перешёл на массовое производство самолёта Ил-2 – лучшего штурмовика в мире. На волжской набережной Самары установлен памятник самолёту Ил-2, символизирующий трудовой подвиг героизму военных лет.
За доблестный труд в годы войны Виктор Яковлевич получил приглашение на Парад Победы 24 июня 1945 года. Этот день он запомнил на всю жизнь.
В сентябре 1945 года за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолётов В.Я. Литвинов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Осенью 1957 года Литвинова срочно вызывают в Москву на совещание в ЦК КПСС. Здесь он знакомится с С.П. Королёвым, «закрытым» главным конструктором космических ракет. В начале 1958 года для предприятия начинается новая яркая, теперь уже космическая страница. Государственный заказ был очень жёстким: к концу 1958 года завод должен был выпустить две ракеты Р-7 и отправить их на полигон Тюратам (ныне космодром Байконур).
В 1960 году В.Я. Литвинов второй раз был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
12 апреля 1961 года значимый день для всей страны. В этот день В.Я. Литвинов находился на космодроме Байконур и наблюдал старт ракеты. 14 апреля Виктор Яковлевич провел Ю.А. Гагарина по цехам завода (Ракетно-космический центр «Прогресс»), где собирались две ступени ракеты «Восток», которая вывела на околоземную орбиту корабль с первым космонавтом на борту.
В 1962 году Литвинов был назначен председателем Куйбышевского Совнархоза, а через три года заместителем министра общего машиностроения СССР (это министерство отвечало за космические исследования).
В марте 1973 года Совет Министров СССР удовлетворил просьбу Литвинова об уходе на пенсию по состоянию здоровья. Литвинов скончался в Москве 4 июня 1983 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Самарова Е.А., научный сотрудник ФГБУК «Музей Ю.А. Гагарина»