Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Жить надо только интересно!

Жить надо только интересно!



24 октября 2023 24 октября 2023 года исполняется 115 лет со дня рождения Алексея Михайловича Исаева, талантливого конструктора, специалиста в области авиационных и ракетных двигателей, основателя и главного конструктора КБ Химмаш.
Исаев-gigapixel-standard-width-700px.jpeg
Алексей Михайлович Исаев

Во время одного из приемов в Кремле Сергей Павлович Королёв, представляя руководителям партии и правительства Алексея Михайловича, пошутил: «Это как раз тот человек, который «тормозит» всё наше дело».
В конце 1950-х годов в стране начались работы по созданию пилотируемых кораблей, которые могли бы благополучно возвращаться на Землю. Остро встал вопрос о необходимости создании тормозной двигательной установки.
Исаев собрал у себя в конструкторском бюро совещание: «Мне вчера позвонил Королёв и предложил очень важную и очень нужную работёнку. Предстоит спускать человека с орбиты на Землю. Я думаю, нам надо браться за это интересное дело, - и шутя добавил, - ну, братцы, будем работать на обелиск!»
Тормозная двигательная установка (ТДУ) была сделана в рекордно короткий срок, за семь месяцев. Первое испытание на беспилотном корабле-спутнике 15 мая 1960 года прошло неудачно. Из-за сбоя, после включения установки, корабль не затормозился, а вышел на новую, более высокую орбиту.
В апреле 1961 года ТДУ собиралась под лозунгом: «Ни одного замечания к сборке!» 12 апреля тормозной двигатель не подвёл. Алексей Михайлович очень волновался во время первого пилотируемого полёта. Свидетели утверждают, что за эти 108 минут он в кровь изгрыз ногти.
благодарность-gigapixel-standard-width-700px.jpeg
Ю.А. Гагарин с благодарностью

Позже на одном из выступлений, в 1968 году, Исаев вспоминал: «Волнений, конечно, было очень много. Вот полёт Юрия Гагарина был для меня чисто инфарктным мероприятием… - пульс 200. Полёты остальных космонавтов прошли легче, хотя тоже всегда доставляли, конечно, много переживаний. Речь шла о человеческих жизнях, поэтому было очень страшно, и так, наверное, будет всегда».
А.М. Исаев был необыкновенным специалистом и руководителем. Вокруг него всегда бурлила жизнь, он постоянно был в гуще событий. Помнил имена и отчества всех сотрудников своего предприятия. Был открыт, доступен, дружелюбен. Он не только заражал коллектив своими идеями, своей увлечённостью, но и давал полную свободу творчества всем, даже самым молодым работникам.
Созданные под руководством Исаева ракетные двигатели использовались на баллистических ракетах, космических кораблях «Восток», «Восход», космических аппаратах серии «Луна», «Венера», «Зонд», «Молния», «Полёт», орбитальной станции «Салют» и др.
hc3mzyeevef6mxaxhg8fohtty7yrg9pp.jpeg
Инженер А.М. Исаев и академик Б.Е. Черток

Вот как охарактеризовал А.М. Исаева академик Борис Евсеевич Черток: «Интуиция и инженерный здравый смысл, мужество, заменяющие математические теории, признание ошибок и неутомимость в проведении сотен испытаний, которые должны были заменить расчёты, являлись обязательными для двигателистов в значительно большей мере, чем для инженеров других специальностей. Этими качествами, как даром Божьим, был наделён Алексей Исаев».


Елена Самарова, научный сотрудник научно-исследовательского отдела

Материал подготовлен по информации из открытых источников.



Возврат к списку


*Все комментарии проходят предмодерацию. Если Ваш комментарий сразу не появился, не расстраивайтесь, он появится позже.
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение