Живой разведчик космоса

3 ноября 2022 к 65-летию полёта в космос собаки Лайки

«Я возлагаю большие надежды на полёт собаки. Исключительно большие. Одно дело – полёт на геофизической ракете, другое – по орбите. Она – первый живой разведчик космоса»
С.П. Королёв
Лайка. Подготовка к полёту.png
Только один месяц отделяет запуск первого ИСЗ от полёта Лайки. Столь краткий срок указывает на форсированный характер работ по подготовке к полёту человека.

9 октября 1957 года уже через пять дней после запуска первого искусственного спутника Земли газета «Правда» писала: «Для перехода к осуществлению космических полётов с человеком необходимо изучить влияние условий космического полёта на живые организмы … в Советском Союзе будет запущен спутник, имеющий на борту животных».

Но мало кто предполагал, что это произойдёт уже в текущем году. Было принято решение о втором искусственном спутнике с собакой на борту к 40-летию Октября. Завод № 918 в п. Томилино Московской области получил задание спроектировать и испытать гермокабину с системой обеспечения жизнедеятельности для животного. Время было ограничено двадцатью днями.

Решение о запуске второго ИСЗ было принято 12 октября 1957 года. Он был создан практически вне плана. Академик Б.Е. Черток вспоминал: «Второй простейший спутник был создан без всякого предварительного или другого проекта. Были отменены все каноны, действовавшие при разработке ракетной техники. Проектанты, конструкторы переместились в цеха. Почти все детали изготавливались по эскизам, сборка шла не столько по документам, сколько по указаниям конструкторов и путем подгонки по месту».

Из десяти собак, прошедших все виды тренировок, было решено послать в полёт Лайку.
Лайка-gigapixel-low_res-scale-2_00x.jpg
«3 ноября 1957 года в Советском Союзе произведён запуск второго искусственного спутника Земли. На борту второго искусственного спутника имеется герметический контейнер с подопытным животным (собакой). Общий вес аппаратуры, подопытного животного и источников электропитания составляет 508, 3 кг. Максимальное удаление спутника от поверхности Земли превышает 1.500 километров; время одного полного оборота спутника составляет около 1 часа 42 минут». (Из Сообщения ТАСС от 3 ноября 1957г.)

Согласно данным телеметрии перегрузки прижали собаку к лотку контейнера. Пульс и частота дыхания повысились в три раза, но электрокардиограммы не показывали никакой патологии в работе сердца животного. В невесомости собака чувствовала себя нормально. Руководитель медицинской программы В.И. Яздовский докладывал Государственной комиссии: «Жива! Победа!»
В.И. Яздовский-gigapixel-standard-scale-1_00x.jpg
Второй искусственный спутник Земли просуществовал на орбите 162-е суток. В этом эксперименте возвращение спутника с собакой Лайкой на Землю не предусматривалось. Это обстоятельство сильно удручало сотрудников Института, занимающихся подготовкой полёта четвероногого «космонавта». Вот, что рассказывал о своём состоянии в этот день О.Г. Газенко: «Сам по себе запуск и получение информации – всё очень здорово. Но когда ты понимаешь, что нельзя вернуть Лайку, что она там погибает, и что ты ничего не можешь, и что никто, не только я, никто не может её вернуть, потому что нет системы для возвращения, это какое-то очень тяжёлое ощущение…».
О.Г. Газенко-gigapixel-standard-scale-2_00x.jpg
Осуществление важного медико-биологического эксперимента с Лайкой на борту второго искусственного спутника Земли стало предвестником полёта Ю.А. Гагарина в космическом пространстве на корабле «Восток». Через два месяца после полёта Лайки С.П. Королёв отмечал: «Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие на далёкие планеты, в далёкие миры. Сегодня многое кажется лишь увлекательной фантазией, но на самом деле это не совсем так. Надёжный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звёздам открыта!»

Полёт Лайки навсегда останется памятной датой в истории космонавтики. «Изображение Лайки встречается на почтовых марках и открытках. Но она право заслуживает большего и, может быть, ей когда-нибудь поставят памятник». Из книги Ю.А. Гагарина «Дорога в космос».

Марка
 марка-gigapixel-very_compressed-scale-2_00x.jpg

Открытка
Открытка-gigapixel-art-scale-2_00x.jpg

Этикетка со спичечного коробка

этикетка со спичечного коробка-gigapixel-standard-scale-4_00x.jpg

Предвидение первого космонавта сбылось. В 2008 году у входа на территорию Института авиационной и космической медицины был установлен памятник Лайке, отдавшей жизнь служению науке.

Памятник