Центральное административное здание Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Объединенный мемориальный музей-заповедник Ю.А. Гагарина»
На первом этаже расположена выставка «Космический лён», посвященная льну. Растение лён дважды побывало в космосе в рамках научных экспериментов (в 1971 году и в 2013 году).
Пространство выставки условно разделено на три части: потолок, правая стена и левая стена
Подсветка синего цвета на потолке напоминает о голубых цветках льна.
Переплетающиеся нити символизируют ткань мироздания и напоминает о том, что сам процесс ткачества в старину был наполнен сакральным магическим смыслом.
Под потолком находится икона небесной покровительницы женских работ, связанных с льном – Святой Параскевы. С пола до потолка возвышаются символические снопы льна.
Левая часть выставки посвящена выращиванию льна в Древнем мире: в витринах представлены предметы, повествующие об обработке льне в Древнем Египте, Месопотамии, Древней Греции, на Руси.
В центральной стене находится инсталляция «Баня», которая напоминает о том, что самые нетерпеливые хозяюшки начинали сушить лён в бане.
Слева и справа от инсталляции находятся миниатюрные витрины с куклами из глины и из ткани. Глиняные куклы посвящены обработке льна и льноволокна, а куклы из ткани отражают народные традиции изготовления кукол из льняной ткани и кудели.
В витрине вдоль левой стены представлены предметы из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»: орудия обработки льноволокна, уникальная коллекция костюмов и рушников.
На базе выставки проходят интерактивные занятия, экскурсии, мастер-классы по ткачеству на ткацком стане и плетению поясов.
Элемент не найден!
20 января 2023
В фондах музея хранится коллекция медалей, посвященных покорению космоса.
Материалом для медалей служит металл.
Как же рождаются медали? Медальерное искусство считается особой областью мелкой скульптурной пластики. Основой медали является эскиз, по которому художник в форме лепит из воска или пластилина модель, затем отливает гипсовую форму (по ней позже готовят формы для чеканки). Далее мастер вырезает выпуклое изображение — «маточник» («штемпель для штемпеля», инструмент для изготовления непосредственно медального штемпеля) или сразу переносит «перевернутое» изображение на штемпель. Так работали еще 250 лет назад, и сегодня медальеры придерживаются этого же порядка действий.
Очень интересно рассматривать медали, почти ажурные орнаменты, тончайшая проработка деталей.
Цикл двухсторонних медалей, посвященных освоению космического пространства «Прорыв» советского и российского художника Дмитрия Федоровича Терехова раскрывает перед зрителем красоту космического пространства и воспевает подвиг первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина. Здесь каждый найдет что –то свое: планеты и метеориты, далекие звезды и ракеты, которые несутся в космическом пространстве.




Д.Ф. Терехов. Цикл двусторонних медалей, посвященных освоению космического пространства «Прорыв». Бронза, литье.
Цикл двухсторонних медалей, посвященных освоению космического пространства «Через тернии к звездам» советского и российского художника- медальера Нины Анатольевны Посядо раскрывают сразу несколько тематических образов: это история холопа Никиты, который расправив «крылья» совершил свой полет с Распятской колокольни Александровской слободы, карта звездного неба, образы Родины в космическом пространстве.



Н.А. Посядо. Цикл двусторонних медалей, посвященных освоению космического пространства, «Через тернии к звездам»
Осьминина Александра Викторовна, зав. экспозиционно – выставочным отделом.