Дом-музей расположен в здании, которое было построено в 1971 году специально для музея на том самом месте, где стоял дом Гагариных в период с 1933 по 1947 годы и по тем же размерам.
В интерьере дома воспроизведена обстановка крестьянского жилища Смоленщины 1930-х годов, окружавшая маленького Юру в раннем детстве.
Во дворе дома располагаются хозпостройки и колодец.
За домом-музеем восстановлена землянка, в которой жила семья Гагариных полтора года немецкой оккупации.
Внутри землянки воссоздана обстановка на период оккупации - с октября 1941 года по март 1943 года.
Яркой особенностью посещения дома-музея является дегустация воды из Гагаринского колодца, ставшая своеобразным ритуалом для не летавших космонавтов.
Элемент не найден!
24 октября 2022
Поколение, рождённое в годы между «героическим прошлым» и «светлым будущим», воспитывалось, в том числе, на примерах главных героев знаменитых советских кинолент. Один из них – Андрей Башкирцев, персонаж кинофильма «Укрощение огня». Во времена первых космических стартов, многие видели в нём Сергея Павловича Королёва (это имя приходило в голову в первую очередь), но прототипом конструктора был и другой выдающийся ракетчик – Алексей Михайлович Исаев. Оба были похожи друг на друга – Королёв и Исаев. Не случайно в них видели героя, великолепно сыгранного Кириллом Лавровым.
А.М. Исаев родился 24 октября (по новому стилю) 1908 года в г. Санкт-Петербурге. Конструктор ракетно-космической техники, участник создания первого советского самолёта с ЖРД, основатель и главный конструктор КБ Химмаш (1952-1971), Алексей Михайлович был не только выдающимся инженером, но и ярчайшей личностью, наделённой в какой-то удивительной гармоничности истинно светлыми человеческими качествами, сделавшими его подлинным лидером в делах и снискавшими ему глубокое уважение и любовь сотрудников, а также многих, кому посчастливилось общаться с ним.
Для Исаева и его ОКБ «пришествие» в космическую технику произошло в конце ноября 1958 года, когда Королёв предложил разработать для пилотируемого спутника «Восток» тормозную двигательную установку (ТДУ). Она понадобилась, чтобы возвратить космонавта на Землю за счёт уменьшения орбитальной скорости примерно на 150 м/с. Задача была исключительно ответственной и содержала множество неизвестных. Но предложение было принято, и менее чем через полтора года ТДУ была готова к полёту.
Когда Юрий Левитан зачитывал первое сообщение ТАСС, космический корабль «Восток» находился над самыми удалёнными территориями от Москвы. Пролетев над южными районами Атлантики, корабль приблизился к Африканскому континенту. Именно тогда произошли самые драматические события, «о которых долгие годы старались не вспоминать, чтобы не портить благоприятную картину свершения. А поволноваться в те минуты было из-за чего». В этот момент должна была включиться ТДУ. От неё зависела жизнь космонавта. Очевидцы рассказывали, что её конструктор А.М. Исаев от волнения изгрыз ногти до крови.
Всё время полёта Гагарина Алексей Михайлович находился в ЦУПе, хотя пульс зашкаливал за двести, да и давление тоже. Работавшие на космодроме сотрудники рассказывали, что на «командном пункте по мере того, как срабатывали те или иные системы космического корабля, их конструкторы облегченно вздыхали». Исаеву пришлось ждать фактически до конца полёта: он отвечал за посадку.
Когда пришло сообщение о работе установки, в командном пункте многие «выдохнули». Через десять секунд после окончания работы ТДУ должно было произойти разделение приборного отсека и спускаемого аппарата. Корабль не был рассчитан на то, что он почти всей своей пятитонной массой войдёт в плотные слои атмосферы.
Однако в запланированное время разделение отсеков не произошло. По причине недобора импульса на торможение (ТДУ проработала на 1,5 секунды меньше, чем планировалось) автоматика выдала запрет на штатное разделение. Во вращающемся корабле на пределе выживаемости, Гагарину пришлось перенести перегрузки равные 12 единиц. На высоте 60-70 километров от Земли стальные ленты, связывающие отсеки корабля, наконец, перегорели, и с десятиминутной задержкой произошло долгожданное разделение. Такие минуты, по словам Константина Петровича Феоктистова, «сокращают» жизнь конструктора.
Сотрудникам отдела Первого полёта повезло. В связи с работой по созданию экспозиции нового Музея в апреле 2010 года, они побывали в Конструкторском Бюро Химического машиностроения имени А.М. Исаева и посетили его музей. Благодаря увлекательной экскурсии, которую провёл Валерий Викторович Калинин, гагаринцы познакомились с основными этапами истории предприятия, биографией его руководителя, а также «прикоснулись» к предмету, являющемуся гордостью музейной коллекции – тормозной двигательной установке ТДУ-1, обеспечивающей возвращение на Землю космонавтов на кораблях серии «Восток» и «Восход».
«Работать на обелиск» - излюбленное шутливое выражение Исаева. Оно означало: «делать необычное дело, в необычной космической области, в необычные сроки, необычно тщательно, изобретательно и с обязательным успешным исходом». И обелиски ему, действительно появились. Но самые прочные, неподвластные времени и забвению обелиски – это человеческая память о выдающемся конструкторе авиационных и ракетных двигателей Алексее Михайловиче Исаеве.
Маргарита Лебедева, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела
В деревне Клушино в Доме-музее семьи Гагариных стартовал новый выставочно-образовательный проект Музея-заповедника Ю. А. Гагарина «Земные внеземные», посвященный изучению космоса
В интерьере дома воспроизведена обстановка окружавшая маленького Юру в раннем детстве.
За домом-музеем восстановлена землянка, в которой жила семья Гагариных полтора года немецкой оккупации - с октября 1941 года по март 1943 года
Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня