Уважаемые посетители!
Обращаем ваше внимание, что ограничено индивидуальное посещение экспозиции музея Первого полёта на третьем этаже. Допуск посетителей на экспозицию музея Первого полёта осуществляется только в составе экскурсионной группы количеством не более 5 человек в сопровождении штатного сотрудника музея: экскурсовода, научного сотрудника или смотрителя. Экскурсии проводятся по предварительной заявке или при наличии свободного экскурсовода.
В 1989 году был создан отдел истории Первого полета, а уже в 1991 году организована первая тематическая выставка.
В дальнейшем была разработана научная концепция нового музея с использованием цивилизационного метода исследования (научный консультант академик РАН Б. Е. Черток), которая была одобрена научно-методическим советом Министерства Культуры РФ. И в 2011 году, в год 50-летия первого полёта человека в космос, Музей Первого полёта распахнул свои двери для посетителей.
В собрании Музея Первого полёта представлены материалы по строительству космодрома Байконур, отбору и подготовке первого отряда космонавтов, Совету Главных конструкторов, предприятиям, которые внесли вклад в разработку и изготовление ракетно-космической системы «Восток», по современной пилотируемой космонавтике.
Сурдобарокамера (СБК-48), где в 1960 году проходили тренировки членов первого отряда советских космонавтов, является памятником науки и техники (Сертификат № 1065, статус присвоен по решению Экспертного совета при Политехническом музее от имени Ассоциации научно-технических музеев Российского национального комитета Международного совета музеев 11.12. 2013 года).
Элемент не найден!
16 октября 2022
В октябре 2021 года в музей обратилась жительница города Москвы Татьяна Александровна Костина с предложением передать в дар концертный рояль для проведения музыкальных музейных мероприятий. Рояль находился в Подмосковье, в загородном доме, выставленном на продажу. Как отказаться от столь заманчивого предложения? Музейщики зафрахтовали большую грузовую машину и немедленно пустились в дорогу. В огромном полупустом доме нас ожидали приветливая хозяйка и великолепный белый красавец-рояль.
На первый взгляд было трудно определить возраст инструмента. Он выглядел хорошо сохранившимся, и владелица предполагала, что рояль довоенного производства, первой половины ХХ века. Этим инструментом в семье почти не пользовались: дочь Татьяны Александровны занималась музыкой, но играла на более миниатюрном рояле производства фортепианной фабрики «Якоб Беккер».
Белый рояль достался от прежних владельцев загородного дома, о которых ничего не было известно: дом был приобретён у банка, и, вероятно, перешёл от хозяев в собственность банка по каким-то особым причинам, а банки хранят конфиденциальность!
Рояль привезли в музей, разгрузили со всеми предосторожностями и установили в музее истории первого полёта. И это неудивительно, ведь рояль - это «крылатый» предмет: даже сама форма его крыловидная, а уж музыка способна оторвать человека от земли и унести его в заоблачные выси!
Настало время полюбоваться нашим роялем и описать его!
Это рояль классический, крыловидной формы, цвета слоновой кости. Корпус на трех фигурных ножках, имеющих форму колонны, с металлическими роликами. На пюпитре узор с растительным орнаментом, в центре которого - лира. Педальный механизм ступенчатой формы, на нём расположена рама педальной лиры. На корпусе рояля с правой стороны находится декоративная накладная деталь в виде цветка. По бокам от клавиатуры с правой и с левой сторон расположены львиные головы. У рояля 88 клавиш, из них 36 черных и 52 белых.
Но самая большая неожиданность подстерегала музейщиков, когда они увидели на крышке рояля с обратной стороны надпись на немецком языке: «С. BECHSTEIN. Hof-Lieferant Sr. MaJ. des Kaisersu. Konigs. BERLIN.» («К. Бехштейн. Поставщик двора его Величества Кайзера и Короля. Берлин»).
Внутри рояля под струнами с левой стороны на резонансной деке обнаружилась надпись: «Pianoforte-Fabrik/ C.Bechstein/ HOFLIEFERANT/ Sr. MAJESTAT DES KAISERS U KONIGS./ Sr. K. Hoheit d. Prinzen/Friedrich Carl von Preussen/ Ihrer K. u. K. Hoh. der Frau Kronprinzessin./Prinzess Royal v. Grossbrit. u Irland./BERLIN/ Johannis-Str. № 4 u. 5. / N 9300.». («Фабрика фортепиано/ К. Бехштейн/ ПОСТАВЩИК/ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КАЙЗЕРА И КОРОЛЯ./ Его королевского высочества принца/ Фридриха Карла Прусского/ Её императорского и королевского высочества госпожи кронпринцессы./ Принцессы королевства Великобритании и Ирландии./ Берлин/ Йоханнес-штрассе №4 и 5./№9300». По обе стороны от надписи находится клеймо фабрики.
Рояль оказался весьма родовитым предметом, произведенном на фабрике Карла Бехштейна в Берлине! По серийному номеру 9300, пользуясь справочниками в открытых источниках информации, музейщики установили и год изготовления инструмента - 1876! Девятнадцатое столетие! Роялю 145 лет!
Имя Карла Бехштейна (1926-1900) широко известно в музыкальном мире.
Основатель производства роялей в Берлине в 1853-1856 гг. совместил в своих инструментах достижения германских, французских и английских мастеров. Рояли отличались высокой степенью новаторства, прекрасным звучанием, отличным качеством. Рояли экспортировались в Америку, Англию, Азию, Россию. Современники Карла Бехштейна композиторы Ференц Лист, Рихард Вагнер, Клод Дебюсси, Ферруччо Бузони высоко ценили инструменты Бехштейна, восхищаясь их звучанием и считая их наиболее подходящими для воплощения своих произведений. «Бехштейн для пианистов значит то же, что Страдивари и Амати для скрипачей», - говорил Ганс фон Бюлов, ученик великого композитора Ференца Листа. Карл Бехштейн был поставщиком многих королевских дворов Европы.
Знаменитыми владельцами роялей «С. BECHSTEIN» были в разное время Александр Скрябин, Александр Глазунов, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Рихард Штраус, Святослав Рихтер, Дмитрий Шостакович, Артур Рубинштейн, Шарль Азнавур, Дюк Эллингтон….
Даритель музея Костина Т.А. была немало удивлена и обрадована, что рояль оказался раритетом, значит, вовсе не случайно пришло к ней решение передать предмет именно в музей!
Из ХIХ века рояль перенёсся в другой век - век космический, век будущего. Чтобы струны инструмента вновь зазвучали после долгого перерыва, опытный мастер настраивал рояль в течение нескольких часов.
Уже год прошёл, как новый «пришелец» поселился в космическом музее и обрёл свою новую жизнь, новые ритмы. На рояле исполнялись классические произведения, песни о космосе и его героях, о Ю.А. Гагарине как молодыми исполнителями, так и лауреатами конкурсов, заслуженными артистами…
Инструмент должен звучать, разве может быть иначе? Ведь «Музыка- это космос сердца, где ты слушаешь свою планету» (Галу).
Федорова М.С., главный хранитель музея
Выставка посвящена поездке Ю.А. Гагарина в африканскую страну – Либерию, в которой он пробыл с 6 по 11 февраля 1962 года.
Посредством кино-фото и документального материала выставка рассказывает сразу о двух визитах Ю.А. Гагарина в Финляндию.
Экспозиция посвящена поездке Юрия Алексеевича Гагарина в Объединенную Арабскую Республику (Египет) в январе-феврале 1962 года.
Выставка расскажет о программе пребывания первого космонавта в Японии: о многочисленных встречах, выступлениях на митингах, по телевидению и радио, пресс-конференции с журналистами, также будут представлены редкие фотографии, уникальные подарки, врученные в разных городах страны, архивные документы.
Выставка рассказывает об общенародном приеме первопроходца космоса и многочисленных встречах Юрия Гагарина с государственными и общественными деятелями, рабочими и студентами, о его поездках по стране, о культуре, истории и традициях Австрии.
Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня