Уважаемые посетители!
Обращаем ваше внимание, что ограничено индивидуальное посещение экспозиции музея Первого полёта на третьем этаже. Допуск посетителей на экспозицию музея Первого полёта осуществляется только в составе экскурсионной группы количеством не более 5 человек в сопровождении штатного сотрудника музея: экскурсовода, научного сотрудника или смотрителя. Экскурсии проводятся по предварительной заявке или при наличии свободного экскурсовода.
В 1989 году был создан отдел истории Первого полета, а уже в 1991 году организована первая тематическая выставка.
В дальнейшем была разработана научная концепция нового музея с использованием цивилизационного метода исследования (научный консультант академик РАН Б. Е. Черток), которая была одобрена научно-методическим советом Министерства Культуры РФ. И в 2011 году, в год 50-летия первого полёта человека в космос, Музей Первого полёта распахнул свои двери для посетителей.
В собрании Музея Первого полёта представлены материалы по строительству космодрома Байконур, отбору и подготовке первого отряда космонавтов, Совету Главных конструкторов, предприятиям, которые внесли вклад в разработку и изготовление ракетно-космической системы «Восток», по современной пилотируемой космонавтике.
Сурдобарокамера (СБК-48), где в 1960 году проходили тренировки членов первого отряда советских космонавтов, является памятником науки и техники (Сертификат № 1065, статус присвоен по решению Экспертного совета при Политехническом музее от имени Ассоциации научно-технических музеев Российского национального комитета Международного совета музеев 11.12. 2013 года).
Элемент не найден!
18 октября 2022
Век двадцатый дал стране много героических имён. Среди них - Николай Петрович Каманин, прославленный военный лётчик, организатор и руководитель первого отряда советских космонавтов.
Это человек необычной судьбы и легендарной биографии. Он родился 18 октября 1908 года. После окончания в 1927 году средней школы для Николая Каманина началась служба в Красной Армии, для чего ему пришлось прибавить один год. В 1934 году старший лейтенант Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров зажатого во льдах парохода «Челюскин». Его имя прозвучало по всей стране, когда за спасение участников арктической экспедиции семерым советским лётчикам впервые было присвоено звание Героя Советского Союза. В числе отважной семёрки был и 25-летний военный лётчик Николай Каманин, сумевший за девять рейсов снять с дрейфующей льдины и доставить на континент тридцать четыре челюскинца.
Николай Петрович участвовал в финской компании 1939-1940 гг. На фронтах Великой Отечественной войны полковник Каманин с июля 1942 года. Руководил штурмовой авиационной дивизией на Калининском фронте. Соединения под его командованием участвовали в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсунь-Шевченковской и других операциях; освобождали Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию. Каманин внёс весомый вклад в совершенствование тактики боя самолётов Ил-2, прозванных фашистами «чёрной смертью». За годы войны он семнадцать раз упоминался в приказах Верховного Главнокомандующего СССР И.В. Сталина. Участник Парада Победы 1945 года.
Когда в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли, возвестивший всему миру о начале космической эры, стало ясно, что скоро на околоземную орбиту отправится и человек. Кандидатами на роль космических первопроходцев стали лётчики истребительной авиации. Организовать их обучение и подготовку к полётам в космос было поручено генералу Каманину. Он энергично взялся за новое для себя дело, делясь с будущими космонавтами богатым жизненным опытом. «Знать космонавтов лучше, чем Николай Петрович Каманин, никто не мог, – вспоминал Павел Попович, - потому что он практически всё время находился с нами». Для молодых лётчиков он стал старшим товарищем. По отзывам некоторых космонавтов гагаринского набора, Каманин был очень строгим руководителем. Например, Герман Титов называл его не иначе как «наш суровый батька».
Вместе с С.П. Королёвым и другими членами Государственной комиссии Н.П. Каманин готовил полётное задание для космического корабля «Восток». Лично проверял готовность его оборудования перед полётом. Именно Николай Петрович 8 апреля 1961 года представил Государственной комиссии старшего лейтенанта Ю.А. Гагарина как лучшего кандидата для первого полёта человека в космос, а 12 апреля провожал его на стартовой площадке.
«Космический батя» был назначен ответственным лицом за организацию и сопровождение Юрия Гагарина в зарубежных поездках в рамках его мирового турне 1961-1962 гг.
Собранные воедино «Космические дневники генерала Каманина» - так озаглавил свои записи сам автор – считаются увлекательной повестью о людях, готовивших и осуществлявших первые шаги в неизведанное. Книга первая «Скрытый космос» в четырёх частях вышла только в 1995 году после смерти Николая Петровича (1982). Последующие опубликованы в 1997 году.
Данный труд открыл читателям оборотную сторону медали, рассказав о том, в какой острой борьбе идей и мнений проходило становление отечественной космонавтики. Автор книги зафиксировал в своих дневниковых записях многие важнейшие события «утра космической эры», долгие годы, сокрытые от «непосвящённых».
Маргарита Лебедева, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела
Выставка посвящена поездке Ю.А. Гагарина в африканскую страну – Либерию, в которой он пробыл с 6 по 11 февраля 1962 года.
Посредством кино-фото и документального материала выставка рассказывает сразу о двух визитах Ю.А. Гагарина в Финляндию.
Экспозиция посвящена поездке Юрия Алексеевича Гагарина в Объединенную Арабскую Республику (Египет) в январе-феврале 1962 года.
Выставка расскажет о программе пребывания первого космонавта в Японии: о многочисленных встречах, выступлениях на митингах, по телевидению и радио, пресс-конференции с журналистами, также будут представлены редкие фотографии, уникальные подарки, врученные в разных городах страны, архивные документы.
Выставка рассказывает об общенародном приеме первопроходца космоса и многочисленных встречах Юрия Гагарина с государственными и общественными деятелями, рабочими и студентами, о его поездках по стране, о культуре, истории и традициях Австрии.
Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня