Укрощение огня
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет
Вернуться к музейным объектам Вернуться в музей

Музей Первого полёта

АДРЕС: 215010, Смоленская область, город Гагарин, улица Ленина, дом 12
ТЕЛЕФОН: +7 (48135) 3-44-38
РЕЖИМ РАБОТЫ: с 10:00 до 18:00 (выходной день - понедельник)
(последний вторник месяца - санитарный день)
Билетные кассы работают до 17:30

Музей Первого полёта Уважаемые посетители!
Обращаем ваше внимание, что ограничено индивидуальное посещение экспозиции музея Первого полёта на третьем этаже. Допуск посетителей на экспозицию музея Первого полёта осуществляется только в составе экскурсионной группы количеством не более 5 человек в сопровождении штатного сотрудника музея: экскурсовода, научного сотрудника или смотрителя. Экскурсии проводятся по предварительной заявке или при наличии свободного экскурсовода.

В 1989 году был создан отдел истории Первого полета, а уже в 1991 году организована первая тематическая выставка.

В дальнейшем была разработана научная концепция нового музея с использованием цивилизационного метода исследования (научный консультант академик РАН Б. Е. Черток), которая была одобрена научно-методическим советом Министерства Культуры РФ. И в 2011 году, в год 50-летия первого полёта человека в космос, Музей Первого полёта распахнул свои двери для посетителей.

В собрании Музея Первого полёта представлены материалы по строительству космодрома Байконур, отбору и подготовке первого отряда космонавтов, Совету Главных конструкторов, предприятиям, которые внесли вклад в разработку и изготовление ракетно-космической системы «Восток», по современной пилотируемой космонавтике.

Сурдобарокамера (СБК-48), где в 1960 году проходили тренировки членов первого отряда советских космонавтов, является памятником науки и техники (Сертификат № 1065, статус присвоен по решению Экспертного совета при Политехническом музее от имени Ассоциации научно-технических музеев Российского национального комитета Международного совета музеев 11.12. 2013 года).


Купить билет

онлайн-турПанорама объекта

Увеличить Уменьшить

Элемент не найден!

Укрощение огня




24 октября 2022 Поколение, рождённое в годы между «героическим прошлым» и «светлым будущим», воспитывалось, в том числе, на примерах главных героев знаменитых советских кинолент. Один из них – Андрей Башкирцев, персонаж кинофильма «Укрощение огня». Во времена первых космических стартов, многие видели в нём Сергея Павловича Королёва (это имя приходило в голову в первую очередь), но прототипом конструктора был и другой выдающийся ракетчик – Алексей Михайлович Исаев. Оба были похожи друг на друга – Королёв и Исаев. Не случайно в них видели героя, великолепно сыгранного Кириллом Лавровым. 
А.М. Исаев-gigapixel-standard-scale-4_00x.jpg
А.М. Исаев родился 24 октября (по новому стилю) 1908 года в г. Санкт-Петербурге. Конструктор ракетно-космической техники, участник создания первого советского самолёта с ЖРД, основатель и главный конструктор КБ Химмаш (1952-1971), Алексей Михайлович был не только выдающимся инженером, но и ярчайшей личностью, наделённой в какой-то удивительной гармоничности истинно светлыми человеческими качествами, сделавшими его подлинным лидером в делах и снискавшими ему глубокое уважение и любовь сотрудников, а также многих, кому посчастливилось общаться с ним.
С.П. Королёв и А.М. Исаев.jpg
Для Исаева и его ОКБ «пришествие» в космическую технику произошло в конце ноября 1958 года, когда Королёв предложил разработать для пилотируемого спутника «Восток» тормозную двигательную установку (ТДУ). Она понадобилась, чтобы возвратить космонавта на Землю за счёт уменьшения орбитальной скорости примерно на 150 м/с. Задача была исключительно ответственной и содержала множество неизвестных. Но предложение было принято, и менее чем через полтора года ТДУ была готова к полёту. 

Когда Юрий Левитан зачитывал первое сообщение ТАСС, космический корабль «Восток» находился над самыми удалёнными территориями от Москвы. Пролетев над южными районами Атлантики, корабль приблизился к Африканскому континенту. Именно тогда произошли самые драматические события, «о которых долгие годы старались не вспоминать, чтобы не портить благоприятную картину свершения. А поволноваться в те минуты было из-за чего». В этот момент должна была включиться ТДУ. От неё зависела жизнь космонавта. Очевидцы рассказывали, что её конструктор А.М. Исаев от волнения изгрыз ногти до крови.

Всё время полёта Гагарина Алексей Михайлович находился в ЦУПе, хотя пульс зашкаливал за двести, да и давление тоже. Работавшие на космодроме сотрудники рассказывали, что на «командном пункте по мере того, как срабатывали те или иные системы космического корабля, их конструкторы облегченно вздыхали». Исаеву пришлось ждать фактически до конца полёта: он отвечал за посадку. 

Когда пришло сообщение о работе установки, в командном пункте многие «выдохнули». Через десять секунд после окончания работы ТДУ должно было произойти разделение приборного отсека и спускаемого аппарата. Корабль не был рассчитан на то, что он почти всей своей пятитонной массой войдёт в плотные слои атмосферы. 
ТДУ-gigapixel-standard-scale-2_00x.jpg
Однако в запланированное время разделение отсеков не произошло. По причине недобора импульса на торможение (ТДУ проработала на 1,5 секунды меньше, чем планировалось) автоматика выдала запрет на штатное разделение. Во вращающемся корабле на пределе выживаемости, Гагарину пришлось перенести перегрузки равные 12 единиц. На высоте 60-70 километров от Земли стальные ленты, связывающие отсеки корабля, наконец, перегорели, и с десятиминутной задержкой произошло долгожданное разделение. Такие минуты, по словам Константина Петровича Феоктистова, «сокращают» жизнь конструктора.   
Сотрудники отдела в музее предприятия-gigapixel-standard-scale-1_00x.jpg
Сотрудникам отдела Первого полёта повезло. В связи с работой по созданию экспозиции нового Музея в апреле 2010 года, они побывали в Конструкторском Бюро Химического машиностроения имени А.М. Исаева и посетили его музей. Благодаря увлекательной экскурсии, которую провёл Валерий Викторович Калинин, гагаринцы познакомились с основными этапами истории предприятия, биографией его руководителя, а также «прикоснулись» к предмету, являющемуся гордостью музейной коллекции – тормозной двигательной установке ТДУ-1, обеспечивающей возвращение на Землю космонавтов на кораблях серии «Восток» и «Восход».  
У бюста А.М. Исаева на территории предприятия-gigapixel-standard-scale-2_00x.jpg
«Работать на обелиск» - излюбленное шутливое выражение Исаева. Оно означало: «делать необычное дело, в необычной космической области, в необычные сроки, необычно тщательно, изобретательно и с обязательным успешным исходом». И обелиски ему, действительно появились. Но самые прочные, неподвластные времени и забвению обелиски – это человеческая память о выдающемся конструкторе авиационных и ракетных двигателей Алексее Михайловиче Исаеве.

Маргарита Лебедева, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела 



вашему вниманиюВыставки и Экспозиции

Космический вождь. Либерия 1962

Выставка посвящена поездке Ю.А. Гагарина в африканскую страну – Либерию, в которой он пробыл с 6 по 11 февраля 1962 года.

Встречай, Суоми!

Посредством кино-фото и документального материала выставка рассказывает сразу о двух визитах Ю.А. Гагарина в Финляндию.

7 дней в стране пирамид

Экспозиция посвящена поездке Юрия Алексеевича Гагарина в Объединенную Арабскую Республику (Египет) в январе-феврале 1962 года.

Банзай, Гагарин!

Выставка расскажет о программе пребывания первого космонавта в Японии: о многочисленных встречах, выступлениях на митингах, по телевидению и радио, пресс-конференции с журналистами, также будут представлены редкие фотографии, уникальные подарки, врученные в разных городах страны, архивные документы.

Космический май в Австрии

Выставка рассказывает об общенародном приеме первопроходца космоса и многочисленных встречах Юрия Гагарина с государственными и общественными деятелями, рабочими и студентами, о его поездках по стране, о культуре, истории и традициях Австрии.


Возврат к списку

График работы