Борис Петрович Милюков. Живописец.
Все, кто хоть сколько-нибудь интересуется монументальным искусством, несомненно, знают художника Бориса Петровича Милюкова. «Монументалист» - это сакраментальная «кличка», наверное, помогла отсечь его от живописного «поминальника», и имя живописца Милюкова не встречается в статьях и исследованиях, посвященных нашей живописной культуре. Действительно, ровесник Октября, он не «суровый стиль», не «шестидесятник», не «семидесятник», не «авангардист». Одним словом, он - как будто никто, он, Борис Милюков, художник, личность которого трудно «прикрепить» к какому-либо поколению или направлению. Но тем он, наверное, и ценен. Милюков не только живописец, но и скульптор, график. Он художник, пробующий все возможные жанры.
Семья Бориса Петровича не имела никакого отношения к искусству. До войны он был рабочим на заводе, все четыре года войны прошёл солдатом и, слукавив, что закончил десятилетку, без экзаменов был зачислен в МИПИДИ к замечательному художнику А.А. Дейнеке.
Осень 1946 года. Первый курс только что созданного усилиями Александра Александровича Дейнеки факультета монументальной живописи в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Почти все студенты - бывшие фронтовики. Все они где-то учились до войны, и поэтому общий уровень подготовки довольно высокий, а отношение к делу вполне серьёзное. И на этом «профессиональном» фоне выделялась фигура Бориса Милюкова своей, быть может, не сразу понятной неординарностью, своеобразием суждений, а также огромной трудоспособностью, вернее, умением работать в любых, даже экстремальных условиях - тем свойством, отчаянным, может быть свойством, которое будет поддерживать его всю жизнь.
Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ) был тогда, наверное, самым прогрессивным учебным заведением Москвы (недаром его срочно закрыли в 1952 году). Из его стен вышло много замечательных художников и среди них одно из первых мест занимает, несомненно, Борис Петрович Милюков.
Что особенно поражает в Милюкове. Прежде всего, удивительное свойство его живописи - убеждать даже тех, кто с его живописью по той или иной причине не согласен.
Он шел и идет своим путём, ни с кем и ни с чем не считаясь, получая колотушки от начальства, восхищение товарищей, забвение, несправедливость, то есть всё то, что положено настоящему художнику.
Ученик Александра Александровича Дейнеки, он сумел, не впадая в подражание, каким-то только ему понятным образом продолжить своего учителя, оставаясь при этом совершенно самостоятельным. Наверное, это чудо, но ведь всякое настоящее искусство - всегда чудо. Основное свойство живописи Милюкова - это абсолютная свобода. Решительный жест его кисти ничто не сдерживает. Лишь собственная интуиция ведёт его художественный темперамент к одному ему известной цели.
Можно восхищаться тем, что он делает, можно негодовать. Но нельзя не согласиться: уважение заслуживает художник, который, нарушая все и всяческие правила, остаётся при этом глубоко профессиональным мастером-живописцем.
Одним из первых монументальных произведений Б.П. Милюкова совместно с А.В. Васнецовым была роспись для ВДНХ в павильоне «Совхозы» (1958 г.). Эта роспись долго украшала naвильон, жаль, что потом была уничтожена, так же, как и эмблема гостиницы «Националь», выполненная в замечательно сжатой графически объемной конструкции в материале сварочной чёрной стали.
Неоспоримы достоинства станковой живописи и особенно графических листов Бориса Петровича Милюкова. Они все замечательны по пластическому стилю, непосредственности состояния автора и соприкосновения его с материалом масляной живописи, а в графических листах мимолётность мысли сочетается с чувством точного композиционного решения, гармоничностью и уравновешенностью.
Б.П. Милюков «Утро космоса». Холст, масло. 120 х 120 см
Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня