Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Б.П. Милюков «Утро космоса»

Б.П. Милюков «Утро космоса»



На выставке «Два космонавта» представлена коллекция живописи, филателии, фалеристики из фондов Музея-заповедника Ю.А. Гагарина. Вы увидите произведения нескольких выдающихся художников, в том числе Дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР Алексея Архиповича Леонова, Народного художника РСФСР Андрея Константиновича Соколова, Народного художника РФ Юрия Васильевича Копейко, Заслуженного художника России Виктора Михайловича Шмохина, Действительного члена Российской Академии художеств, Заслуженного художника России, Народного художника РФ Никаса Сафронова и многих других авторов.
Эта выставка представляет уникальную возможность узнать, как связаны между собой художники и космонавтика. 


Б.П. Милюков «Утро космоса»

Борис Петрович Милюков. Живописец.

Все, кто хоть сколько-нибудь интересуется монументальным искусством, несомненно, знают художника Бориса Петровича Милюкова. «Монументалист» - это сакраментальная «кличка», наверное, помогла отсечь его от живописного «поминальника», и имя живописца Милюкова не встречается в статьях и исследованиях, посвященных нашей живописной культуре. Действительно, ровесник Октября, он не «суровый стиль», не «шестидесятник», не «семидесятник», не «авангардист». Одним словом, он - как будто никто, он, Борис Милюков, художник, личность которого трудно «прикрепить» к какому-либо поколению или направлению. Но тем он, наверное, и ценен. Милюков не только живописец, но и скульптор, график. Он художник, пробующий все возможные жанры. 

Семья Бориса Петровича не имела никакого отношения к искусству. До войны он был рабочим на заводе, все четыре года войны прошёл солдатом и, слукавив, что закончил десятилетку, без экзаменов был зачислен в МИПИДИ к замечательному художнику А.А. Дейнеке.

Осень 1946 года. Первый курс только что созданного усилиями Александра Александровича Дейнеки факультета монументальной живописи в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Почти все студенты - бывшие фронтовики. Все они где-то учились до войны, и поэтому общий уровень подготовки довольно высокий, а отношение к делу вполне серьёзное. И на этом «профессиональном» фоне выделялась фигура Бориса Милюкова своей, быть может, не сразу понятной неординарностью, своеобразием суждений, а также огромной трудоспособностью, вернее, умением работать в любых, даже экстремальных условиях - тем свойством, отчаянным, может быть свойством, которое будет поддерживать его всю жизнь.

Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ) был тогда, наверное, самым прогрессивным учебным заведением Москвы (недаром его срочно закрыли в 1952 году). Из его стен вышло много замечательных художников и среди них одно из первых мест занимает, несомненно, Борис Петрович Милюков. 

Что особенно поражает в Милюкове. Прежде всего, удивительное свойство его живописи - убеждать даже тех, кто с его живописью по той или иной причине не согласен.

Он шел и идет своим путём, ни с кем и ни с чем не считаясь, получая колотушки от начальства, восхищение товарищей, забвение, несправедливость, то есть всё то, что положено настоящему художнику.

Ученик Александра Александровича Дейнеки, он сумел, не впадая в подражание, каким-то только ему понятным образом продолжить своего учителя, оставаясь при этом совершенно самостоятельным. Наверное, это чудо, но ведь всякое настоящее искусство - всегда чудо. Основное свойство живописи Милюкова - это абсолютная свобода. Решительный жест его кисти ничто не сдерживает. Лишь собственная интуиция ведёт его художественный темперамент к одному ему известной цели.

Можно восхищаться тем, что он делает, можно негодовать. Но нельзя не согласиться: уважение заслуживает художник, который, нарушая все и всяческие правила, остаётся при этом глубоко профессиональным мастером-живописцем.

Одним из первых монументальных произведений Б.П. Милюкова совместно с А.В. Васнецовым была роспись для ВДНХ в павильоне «Совхозы» (1958 г.). Эта роспись долго украшала naвильон, жаль, что потом была уничтожена, так же, как и эмблема гостиницы «Националь», выполненная в замечательно сжатой графически объемной конструкции в материале сварочной чёрной стали.

Неоспоримы достоинства станковой живописи и особенно графических листов Бориса Петровича Милюкова. Они все замечательны по пластическому стилю, непосредственности состояния автора и соприкосновения его с материалом масляной живописи, а в графических листах мимолётность мысли сочетается с чувством точного композиционного решения, гармоничностью и уравновешенностью.
 
Б.П. Милюков «Утро космоса»
Б.П. Милюков «Утро космоса». Холст, масло. 120 х 120 см


Возврат к списку

График работы
x
19 мая 2024

Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня

Полный график работы