Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Ю.В. Копейко «12 апреля 1961 года»

Ю.В. Копейко «12 апреля 1961 года»



На выставке «Два космонавта» представлена коллекция живописи, филателии, фалеристики из фондов Музея-заповедника Ю.А. Гагарина. Вы увидите произведения нескольких выдающихся художников, в том числе Дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР Алексея Архиповича Леонова, Народного художника РСФСР Андрея Константиновича Соколова, Народного художника РФ Юрия Васильевича Копейко, Заслуженного художника России Виктора Михайловича Шмохина, Действительного члена Российской Академии художеств, Заслуженного художника России, Народного художника РФ Никаса Сафронова и многих других авторов.
Эта выставка представляет уникальную возможность узнать, как связаны между собой художники и космонавтика. 


Ю.В. Копейко «12 апреля 1961 года»

В XXI веке с самого юного возраста люди знают о космосе многое. Каждый легко может представить, как выглядит ракета или скафандр космонавта, и в этом есть немалая заслуга художников-иллюстраторов. Таких, как народный художник РФ Юрий Васильевич Копейко (1933–2010), работавших на заре развития космонавтики над документально точными картинами происходящих на Байконуре запусков. Сегодня космические исследования — достояние мировой общественности, однако в далёком 1961 году всё, что связано с это темой, в СССР было строжайше охраняемой государственной тайной.

Достоверные визуальные образы пришли в современность не только из фотографий и видеохроник, но и из тысяч познавательных книг — таких как «Дорога в космос» Юрия Гагарина, «Рассказы о Гагарине» Юрия Нагибина, «В космос» Юрия Глазкова, «Первый космонавт» Виктора Синицына и др.

Работа над книгой — особое искусство, требующее обострённого чувства пространства листа, знания полиграфических процессов. Однако ключевую роль играет понимание исторического контекста и психологии персонажей. Большого труда и смелости стоило молодому художнику создание иллюстраций о грядущей эре освоения надземных просторов.

Ю. В. Копейко за работой
Ю. В. Копейко за работой.

Юрий Васильевич родился 21 декабря 1933 года в Свердловске (ныне г. Екатеринбург).Его детство и юность пришлись на военные годы, суровые условия сформировали его тематические приоритеты.

«Я осознал себя в семь лет. Началась война. К одиннадцати годам, когда она закончилась, я был взрослым человеком со сложившимися пристрастиями, оказавшими влияние на мою судьбу. …И когда я стал художником, у меня никогда не было интереса к сказке…», — писал художник.

С самых юных лет он увлёкся рисованием техники. Она окружала «детей войны» повсюду. Правда, родители не воспринимали эти увлечения всерьёз. Отец художника, Василий Яковлевич Копейко (1908 — 1980) — заслуженный строитель РСФСР, дважды лауреат государственных премий. Работал в военной строительной промышленности и кочевал по всему Советскому Союзу.В последние годы жизни Василий Копейко был начальником главка «Спецстрой», работал над проектированием и строительством Останкинской башни в Москве. Ходит слух, что у самой её вершины, там, где диаметр всего полтора метра, в бетон вмонтирована копейка в честь Василия Яковлевича. Отец отвел его в художественную школу в качестве последней меры пресечения каверзного поведения.

Юрий Копейко в детстве
Юрий Копейко в детстве.

«Обессилев в борьбе за моё поведение, отец решил отвести меня в художественную школу. Это была последняя надежда. Поступил я сразу, несмотря на конкурс 14 человек на место… Учиться на художника было интересно, я расстался со своими двойками. Однажды мама, не привыкшая к моим успехам, придя домой с родительского собрания, расплакалась со словами: „Юрку хвалили…“ — вспоминал художник.

Юрий Копейко с отцом
Юрий Копейко с отцом.

В 1959 году, по окончании Московского полиграфического института, Юрий Васильевич раньше соучеников получил заказ после непродолжительной практики в журнале „Юность“. Он нарисовал обложку журнала, ставшего отправной точкой его работы в книгоиздании.

Юрий Копейко за годы карьеры проиллюстрировал более двухсот изданий. Темы своих произведений, будь то история или военное дело, он разрабатывал серьёзно и основательно. Для создания иллюстраций изучал горы документального материала — картин, иллюстраций, энциклопедий, исторических штудий разных веков. Сложность была в том, что в работе приходилось реконструировать события разных эпох и народов, избегая стилизации, чтобы логично представлять факты глазами художника.

12 апреля 1961 года
Копейко Ю.В. «12 апреля 1961 года». 1981 год. Бумага, смешанная техника. 90×54

Путь к Космосу для Юрия Васильевича начался неожиданно: однажды он показывал своему другу, Леониду Бирюкову — художественному редактору издательства „Детская литература“ одну из первых больших работ. Это была цветная книга для издательства „Молодая гвардия“. В её концовке был изображен космонавт, поднявший руку, прощаясь перед полётом, на фоне ракеты. Тогда люди в космос ещё не летали, совсем недавно там побывали только Белка и Стрелка. Эта концовка стала началом большой темы в творчестве автора.

В 1962 году Леонид Денисович предложил Юрию работу над книгами о космонавтах. Когда он приступил к ней, в СССР вышла только одна книга о космосе с оформлением Муслима Забалуева.
Юрий Васильевич собирал информацию о секретных технологиях сферы космических испытаний по крупицам, беседуя со знакомыми журналистами и учёными.
„Надо сказать, что эта тема совпала с моим интересом в космонавтике независимо от коньюктуры, политической целесообразности и моды. Просто она полностью отвечала моим мыслям о прорыве человечества в космос. Книга „Дорога в космос“ на долгие годы определила мои пристрастие и приоритеты в искусстве», — вспоминал Копейко.
Он подробно расспрашивал очевидцев, как выглядит пламя, вырывающееся из сопла ракеты. Ведь никто тогда ещё этого не знал. Рисовать приходилось по фотографическим фрагментам, обрывкам кинохроник и рассказам журналистов. Засекречен был даже внешний вид ракет. В связи с этим Юрий Васильевич замечал «…вообще‑то я фантастики не рисую».

Ю. В. Копейко на Байконуре
Ю. В. Копейко на Байконуре.

Шесть раз Копейко ездил на Байконур, и это существенно расширило его познания о космонавтике. Художник ознакомился со стартовыми позициями, многоразовым кораблем «Буран», оснащением летчиков-космонавтов, пообщался с инженерами и испытателями. Приобрел живые впечатления от запуска ракет, увидев его с близкого расстояния.

В 1987 году его назначили руководителем первой всесоюзной группы художников, посещающих Байконур.

15 мая 1987 года произошел первый запуск ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия».

И вот впечатления Юрия Васильевича об одном из запусков:
«От будки телеметристов до стартового стола — 120 метров, хотя наблюдательный пункт для зрителей находится в полутора километрах. После объявления минутной готовности, когда все уже давно попрятались, я вышел на открытое место. В полной тишине стрекотала камера военного оператора. И вдруг грохот разорвал тишину, словно рядом выстрелило тяжелое орудие, но звук долго не смолкал, тебя вдавливало в землю, хотелось убежать и спрятаться, давило на барабанные перепонки. А когда ракета поднялась над стартовым столом, пламя двигателей ослепило. Оно намного ярче солнца. Ракета медленно начала подъем и вскоре растворилась в голубом небе. Сознание того что там бьются человеческие сердца, во сто крат усиливало это впечатление. Величие этого зрелища можно сравнить с величием извержения вулкана. Будто ты стоишь у жерла, разница лишь в том, что стихия полёта управляется человеком».

В 1981 году состоялась масштабная выставка Юрия Копейко в Звездном городке. Много лет его работы экспонировались в СССР, России и за рубежом.

В конце 1980-х годов появилось много частных издательств, и детская книга из объекта духовной культуры превратилась в предмет коммерции. Темы Юрия Васильевича оказались невостребованы, и сам он стал терять интерес к печати. Из взрослой книги иллюстрация исчезла вообще, а детская стала отвлеченно-развлекательной.

Сохранив любовь к путешествиям и познанию мира, художник выходил непосредственно на природу для работы маслом. Таким образом, перед зрителями предстал неизвестный ранее, яркий, темпераментный и самобытный мастер живописи.

Однако в каком бы материале ни работал Копейко, он был верен строгим реалистическим принципам. Эта позиция демонстрирует философию автора: мы живём в реальном мире и этот мир настолько прекрасен сам по себе, что не нуждается ни в каких дополнительных приукрашиваниях и домысливании.

В мастерской
В мастерской.


Возврат к списку

График работы
x
19 мая 2024

Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня

Полный график работы