В XXI веке с самого юного возраста люди знают о космосе многое. Каждый легко может представить, как выглядит ракета или скафандр космонавта, и в этом есть немалая заслуга художников-иллюстраторов. Таких, как народный художник РФ Юрий Васильевич Копейко (1933–2010), работавших на заре развития космонавтики над документально точными картинами происходящих на Байконуре запусков. Сегодня космические исследования — достояние мировой общественности, однако в далёком 1961 году всё, что связано с это темой, в СССР было строжайше охраняемой государственной тайной.
Достоверные визуальные образы пришли в современность не только из фотографий и видеохроник, но и из тысяч познавательных книг — таких как «Дорога в космос» Юрия Гагарина, «Рассказы о Гагарине» Юрия Нагибина, «В космос» Юрия Глазкова, «Первый космонавт» Виктора Синицына и др.
Работа над книгой — особое искусство, требующее обострённого чувства пространства листа, знания полиграфических процессов. Однако ключевую роль играет понимание исторического контекста и психологии персонажей. Большого труда и смелости стоило молодому художнику создание иллюстраций о грядущей эре освоения надземных просторов.
Ю. В. Копейко за работой.
Юрий Васильевич родился 21 декабря 1933 года в Свердловске (ныне г. Екатеринбург).Его детство и юность пришлись на военные годы, суровые условия сформировали его тематические приоритеты.
«Я осознал себя в семь лет. Началась война. К одиннадцати годам, когда она закончилась, я был взрослым человеком со сложившимися пристрастиями, оказавшими влияние на мою судьбу. …И когда я стал художником, у меня никогда не было интереса к сказке…», — писал художник.
С самых юных лет он увлёкся рисованием техники. Она окружала «детей войны» повсюду. Правда, родители не воспринимали эти увлечения всерьёз. Отец художника, Василий Яковлевич Копейко (1908 — 1980) — заслуженный строитель РСФСР, дважды лауреат государственных премий. Работал в военной строительной промышленности и кочевал по всему Советскому Союзу.В последние годы жизни Василий Копейко был начальником главка «Спецстрой», работал над проектированием и строительством Останкинской башни в Москве. Ходит слух, что у самой её вершины, там, где диаметр всего полтора метра, в бетон вмонтирована копейка в честь Василия Яковлевича. Отец отвел его в художественную школу в качестве последней меры пресечения каверзного поведения.
Юрий Копейко в детстве.
«Обессилев в борьбе за моё поведение, отец решил отвести меня в художественную школу. Это была последняя надежда. Поступил я сразу, несмотря на конкурс 14 человек на место… Учиться на художника было интересно, я расстался со своими двойками. Однажды мама, не привыкшая к моим успехам, придя домой с родительского собрания, расплакалась со словами: „Юрку хвалили…“ — вспоминал художник.
Юрий Копейко с отцом.
В 1959 году, по окончании Московского полиграфического института, Юрий Васильевич раньше соучеников получил заказ после непродолжительной практики в журнале „Юность“. Он нарисовал обложку журнала, ставшего отправной точкой его работы в книгоиздании.
Юрий Копейко за годы карьеры проиллюстрировал более двухсот изданий. Темы своих произведений, будь то история или военное дело, он разрабатывал серьёзно и основательно. Для создания иллюстраций изучал горы документального материала — картин, иллюстраций, энциклопедий, исторических штудий разных веков. Сложность была в том, что в работе приходилось реконструировать события разных эпох и народов, избегая стилизации, чтобы логично представлять факты глазами художника.
Копейко Ю.В. «12 апреля 1961 года». 1981 год. Бумага, смешанная техника. 90×54
Путь к Космосу для Юрия Васильевича начался неожиданно: однажды он показывал своему другу, Леониду Бирюкову — художественному редактору издательства „Детская литература“ одну из первых больших работ. Это была цветная книга для издательства „Молодая гвардия“. В её концовке был изображен космонавт, поднявший руку, прощаясь перед полётом, на фоне ракеты. Тогда люди в космос ещё не летали, совсем недавно там побывали только Белка и Стрелка. Эта концовка стала началом большой темы в творчестве автора.
В 1962 году Леонид Денисович предложил Юрию работу над книгами о космонавтах. Когда он приступил к ней, в СССР вышла только одна книга о космосе с оформлением Муслима Забалуева.
Юрий Васильевич собирал информацию о секретных технологиях сферы космических испытаний по крупицам, беседуя со знакомыми журналистами и учёными.
„Надо сказать, что эта тема совпала с моим интересом в космонавтике независимо от коньюктуры, политической целесообразности и моды. Просто она полностью отвечала моим мыслям о прорыве человечества в космос. Книга „Дорога в космос“ на долгие годы определила мои пристрастие и приоритеты в искусстве», — вспоминал Копейко.
Он подробно расспрашивал очевидцев, как выглядит пламя, вырывающееся из сопла ракеты. Ведь никто тогда ещё этого не знал. Рисовать приходилось по фотографическим фрагментам, обрывкам кинохроник и рассказам журналистов. Засекречен был даже внешний вид ракет. В связи с этим Юрий Васильевич замечал «…вообще‑то я фантастики не рисую».
Ю. В. Копейко на Байконуре.
Шесть раз Копейко ездил на Байконур, и это существенно расширило его познания о космонавтике. Художник ознакомился со стартовыми позициями, многоразовым кораблем «Буран», оснащением летчиков-космонавтов, пообщался с инженерами и испытателями. Приобрел живые впечатления от запуска ракет, увидев его с близкого расстояния.
В 1987 году его назначили руководителем первой всесоюзной группы художников, посещающих Байконур.
15 мая 1987 года произошел первый запуск ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия».
И вот впечатления Юрия Васильевича об одном из запусков:
«От будки телеметристов до стартового стола — 120 метров, хотя наблюдательный пункт для зрителей находится в полутора километрах. После объявления минутной готовности, когда все уже давно попрятались, я вышел на открытое место. В полной тишине стрекотала камера военного оператора. И вдруг грохот разорвал тишину, словно рядом выстрелило тяжелое орудие, но звук долго не смолкал, тебя вдавливало в землю, хотелось убежать и спрятаться, давило на барабанные перепонки. А когда ракета поднялась над стартовым столом, пламя двигателей ослепило. Оно намного ярче солнца. Ракета медленно начала подъем и вскоре растворилась в голубом небе. Сознание того что там бьются человеческие сердца, во сто крат усиливало это впечатление. Величие этого зрелища можно сравнить с величием извержения вулкана. Будто ты стоишь у жерла, разница лишь в том, что стихия полёта управляется человеком».
В 1981 году состоялась масштабная выставка Юрия Копейко в Звездном городке. Много лет его работы экспонировались в СССР, России и за рубежом.
В конце 1980-х годов появилось много частных издательств, и детская книга из объекта духовной культуры превратилась в предмет коммерции. Темы Юрия Васильевича оказались невостребованы, и сам он стал терять интерес к печати. Из взрослой книги иллюстрация исчезла вообще, а детская стала отвлеченно-развлекательной.
Сохранив любовь к путешествиям и познанию мира, художник выходил непосредственно на природу для работы маслом. Таким образом, перед зрителями предстал неизвестный ранее, яркий, темпераментный и самобытный мастер живописи.
Однако в каком бы материале ни работал Копейко, он был верен строгим реалистическим принципам. Эта позиция демонстрирует философию автора: мы живём в реальном мире и этот мир настолько прекрасен сам по себе, что не нуждается ни в каких дополнительных приукрашиваниях и домысливании.
В мастерской.
Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня