Главная страница
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Лётчик-истребитель

Лётчик-истребитель



Лётчик-истребитель

Ю.А. Гагарин
«…Годы учения в Оренбурге совпали с первыми советскими успехами в завоевании космоса. Многое дал мне Оренбург – семью, и власть над самолётом…»

«…Наконец наступил долгожданный день первых, полетов на «мигах». Как красиво выглядели они с поблескивающими на солнце, круто отброшенными к хвосту стреловидными крыльями! Гармонии гордых и смелых линий этих самолетов могли бы позавидовать архитекторы, работающие над проектами новых домов…»
Юрий Гагарин – курсант Оренбургского военного авиационного училища. г. Оренбург, 1955 год
Юрий Гагарин – курсант Оренбургского военного авиационного училища. г. Оренбург, 1955 год

Юрий Гагарин

Юрий Гагарин - курсант авиационного училища с товарищем. г. Оренбург, 1956 год
Юрий Гагарин - курсант авиационного училища с товарищем. г. Оренбург, 1956 год

Юрий Гагарин – выпускник авиационного училища. г. Оренбург, 1957 год
Юрий Гагарин – выпускник авиационного училища. г. Оренбург, 1957 год

Самолет, на котором Юрий Гагарин проходил летную практику в Оренбургском училище
Самолет, на котором Юрий Гагарин проходил летную практику в Оренбургском училище

C ноября 1957 года по март 1960 года находился Ю.А.Гагарин. будущий первый космонавт планеты проходил службу в 796-ом истребительном авиаполку (в/ч 74479) который дислоцировался поблизости от поселка Луостари-Новое, на северо-западе Мурманской области между городами Печенга и Заполярный в 13 км от норвежской границы и в 30 км от финской. 

Ю.А. Гагарин 
«Мы находились на передовом форпосте северных рубежей нашей Родины и нам следовало быть такими же умелыми, отважными летчиками, как Борис Сафонов, Сергей Курзенков, Захар Сорокин, Алексей Хлобыстов и многие другие герои Великой Отечественной войны—наши старшие братья по оружию».

Служба и жизнь на Севере предъявляет к человеку повышенные требования. Экстремально низкие температуры, долгие полярные ночи, порывистый ветер, обильные снегопады и короткое лето — это норма для жителей Заполярья. 

О сложностях полетов рядом с Луостари рассказывал заместитель командира полка по летной подготовке подполковник Николай Сергеевич Вильямский: «Особенно сложными были полеты над Баренцевым морем, которое было рядом с аэродромом. Когда на море нет волн, то высота над водой визуально совершенно не воспринимается -что 10000, что 100 метров. Нет и горизонта– море, словно огромное зеркало, отражает голубое небо и вдали сливается со свинцово-серыми облаками. Приходилось вести самолет, полностью доверяясь приборам». 

Ю. А. Гагарин во время службы в Заполярье. Первый самостоятельный полет. В/ч 74479, п. Луостари-Новое, 1958 год
Ю. А. Гагарин во время службы в Заполярье. Первый самостоятельный полет. В/ч 74479, п. Луостари-Новое, 1958 год

Жизнь в гарнизоне в Луостари в зимний период описал в своем очерке «Гагарин-морской летчик» журналист Олег Чечин: «Ожидание первых проблесков солнца порой казались невыносимым, особенно когда затяжные метели заносили одноэтажные деревянные домики, чуть ли не до самой крыши. 

В такие дни печные трубы дымили круглосуточно. А колючие сугробы наглухо перекрывали единственную дорогу, связывавшую гарнизон с ближайшим городом. Порой заносило улицы и внутри гарнизона. Тогда летчики гуськом ходили след в след по тропкам, проложенным в снежных заносах к штабу полка, на аэродром, и к Дому офицеров. Там жизнь расцвечивалась светлыми красками, когда отмечали зимние праздники-Новый год, День Советской Армии, а также 8 Марта». 

Служба в Заполярье- важнейший этап в жизни Ю.А.Гагарина. В этот период, в сложнейших условиях Севера, он состоялся как профессиональный летчик. Изменилось его семейное положение (17 апреля 1959 года у него родилась дочь Елена). Именно из Луостари, в марте 1960 года он, пройдя жесткий медицинский отбор, прибыл в Москву и был зачислен в первый отряд космонавтов.  

С первым самостоятельным полетом в полку лейтенанта Юрия Гагарина поздравляют командир эскадрильи майор В. Решетов (слева) и секретарь парторганизации капитан А. Росляков. 1958 год
С первым самостоятельным полетом в полку лейтенанта Юрия Гагарина поздравляют командир эскадрильи майор В. Решетов (слева) и секретарь парторганизации капитан А. Росляков. 1958 год

Владимир Михайлович Решетов, командир эскадрильи
«...Мне не раз приходилось летать с Юрием в зону, на групповую слетанность, учебный воздушный бой, летал с ним и ночью. И всякий раз убеждался, как быстро и прочно набирали силу крылья молодого летчика...
...Память имел хорошую — качество для истребителя немаловажное. В небе при наших скоростях нет времени сличать карту с местностью. Узнавать любой фьорд, речушку, изгиб дороги мгновенно и за десятки километров от аэродрома. Гагарин это умел...
...В нашей эскадрилье сложились хорошие деловые отношения в пределах требований воинских уставов как на службе, так и вне её. Очень много внимания уделялось спорту. В зимнее время лыжи, а летом всевозможные игры: волейбол, баскетбол, футбол и другие. Команда нашей эскадрильи по баскетболу считалась в полку самой сильной, и в этом была немалая заслуга Гагарина…
...Когда Юрий стал знаменит, он ничуть не изменился, был так же радушен, скромен, внимателен к друзьям...
...Я не переставал гордиться и удивляться простым русский парнем, первым шагнувшим в безбрежные просторы Вселенной…»

Анатолий Павлович Росляков, лётчик, секретарь партийной организации авиаэскадрильи
«…После успешного завершения им самостоятельного полета (а он вылетел первым из молодых летчиков нашей эскадрильи), мы все радостно его поздравляли. Этот момент запечатлел на фотоснимке секретарь комсомольской организации полка Леня Хоменко и опубликовал его в боевом листке, посвященном первому самостоятельному полету Юрия...
…Коллектив нашей эскадрильи был очень сплоченный не только на работе, но и в бытовой обстановке. Командир и я, прослужив уже здесь много лет, знали, что ничто так не сближает людей, как суровость природы и трудности в жизни... В летний период... мы по воскресным дням выезжали на лоно природы всей эскадрильей, с семьями...
…В зимнее время мы поочередно отмечали торжественные даты и праздники вместе... Особо запомнился прощальный вечер 9 марта 1960 года на квартире у Юрия. В этот день у него было две замечательные даты: день рождения и день отъезда к новому месту службы в Москву. В этот вечер Юрий сказал, что самое большое впечатление произвела встреча молодых лётчиков с Главкомом ВВС Главным маршалом авиации К.А. Вершининым. Уже одно это свидетельствовало, какое большое значение придаётся их будущей работе...
Многим заполярцам пришлось не раз встречаться с Юрием уже после его космического полета. Поодиночке и группами, причем без всяких заблаговременных согласований и предупреждений. С какой радостью встречал он всегда старых друзей и соратников! Старался как можно больше рассказать о своих делах, житие-бытие, планах, словно отчитывался перед нами...»
 
Ю.А. Гагарин в самолете во время службы в Заполярье. 1958 год
Ю.А. Гагарин в самолете во время службы в Заполярье. 1958 год

Борис Фёдорович Вдовин, заместитель командира авиаэскадрильи
«…С каждым днем, с каждым месяцем летной работы накапливал Юрий опыт и практические знания, навыки мастерства пилота, оставаясь при этом все тем же милым, непосредственным романтиком. Свое восхищение полетом, небом, землей он выражал одной фразой: «Красота-то какая!»
…При разборе... полета я сказал Юрию: «Вот ты изумлялся красотой полета. А какая высота и какой курс были у той пары истребителей, которую ты, мягко говоря, проворонил в этот момент?» Лицо Юрия вытянулось. «Так вот, запомни на всю жизнь: будь то настоящий противник, от твоей романтики остались бы только дюралевые обломки. Романтика, конечно, нужна, без нее и для меня полета, но боевое задание превыше всего»…
…Когда приехала к Юрию его жена Валя, наши семьи еще более сблизились, подружились. Вместе ходили на лыжные прогулки, на долгую зиму пилили дрова, вместе участвовали в художественной самодеятельности — словом, делили поровну работу, службу, досуг...
…По своей обязанности мне много приходилось летать с молодыми пилотами на сложные и трудные виды летной подготовки. Много летал я и с Юрием. Отличаясь завидным трудолюбием, он быстро усвоил курс теоретической подготовки, одним из первых вылетел самостоятельно на самолете МИГ-15.
…Однажды я проводил с ним свободный воздушный бой, когда два «противника», устроив в воздухе немыслимую карусель, старались зайти друг другу в хвост и сфотографировать из фотопулемета. Время, отведенное на задание, истекло, а из нас ни Юрий, ни я не заняли выгодной позиции для «стрельбы». На земле я сказал Юрию: «Молодец, начищаешь класть своих учителей на лопатки, начинаешь отрабатывать свой личный летный почерк. Так и держи!..»

Ю.А. Гагарин во время службы в истребительном полку КСФ в самолете перед очередным прыжком. п. Луостари-Новое, 1959 год
Ю.А. Гагарин во время службы в истребительном полку КСФ в самолете перед очередным прыжком. п. Луостари-Новое, 1959 год

Ю.А. Гагарин во время службы на Севере. 1959 год
Ю.А. Гагарин во время службы на Севере. 1959 год

Старший лейтенант Ю.А. Гагарин во время службы в Заполярье. 1959 год
Старший лейтенант Ю.А. Гагарин во время службы в Заполярье. 1959 год


 


Возврат к списку

График работы
x
20 мая 2024

Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня

Полный график работы