«Эквивалентные уровни звука в обитаемых отсеках Российского сегмента (РС) международной космической станции (МКС) по результатам акустических измерений в период работы МКС55 - МКС65»
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

«Эквивалентные уровни звука в обитаемых отсеках Российского сегмента (РС) международной космической станции (МКС) по результатам акустических измерений в период работы МКС55 - МКС65»

«Эквивалентные уровни звука в обитаемых отсеках Российского сегмента (РС) международной космической станции (МКС) по результатам акустических измерений в период работы МКС55 - МКС65»



Страницы: 1
RSS
«Эквивалентные уровни звука в обитаемых отсеках Российского сегмента (РС) международной космической станции (МКС) по результатам акустических измерений в период работы МКС55 - МКС65», Кутина Ирина Владиславовна, ведущий специалист, ГНЦ РФ – ИМБП РАН, г. Москва
 
«Эквивалентные уровни звука в обитаемых отсеках Российского сегмента (РС) международной космической станции (МКС) по  результатам акустических измерений в период работы МКС55 - МКС65»
Тезисы доклада. Секция №2 «Профессия − космонавт»

Кутина Ирина Владиславовна, ведущий специалист, ГНЦ РФ – ИМБП РАН, г. Москва

Акустическое воздействие в космических полетах связано с круглосуточным пребыванием человека в течение длительного времени в гермообъекте в условиях невесомости [1,3,9,13,16-19], что и обусловливает ряд его особенностей, основными из которых являются: непостоянный характер шумов, а также множественность источников звуковой энергии (СЖО, система вентиляции, экспериментальное оборудование, переговорные устройства, аварийная сигнализация и др.).

Актуальность проблемы контроля наиболее информативных показателей акустической обстановки [4,5,8,12,13,15,19] в условиях космических полетов состоит в обеспечении приемлемых акустических условий в обитаемых отсеках пилотируемых космических аппаратов (ПКА)[2,10].

При установлении допустимых эквивалентных уровней  шума (Lэкв) для экипажей МКС за определенные периоды времени (работа, отдых) [2,3,4,5,8,10] исходили из принципа обеспечения безопасных условий труда и сохранения высокой работоспособности. В соответствии с режимом труда и отдыха космонавтов принято выделять следующие периоды: дневной период  - работа (16 часов), ночной период  - сон (8 часов). Исходя из существующей нормативной документации, регламентирующей оптимальные уровни звука на рабочих местах для разных категорий тяжести и напряженности труда [3,4,8], были разработаны нормативы для российского сегмента МКС, нашедшие отражение в следующих документах: ГОСТ Р 50804-95 [2], SSP 50260 [11], SSP 50094 [10] (объединенный документ НАСА/РКА по спецификациям и стандартам по акустике). Допустимые эквивалентные уровни звука (Lэкв) для выделенных периодов составляют для периода работы - 60 дБА, для периода сна - 50 дБА.

В динамике полета шум в обитаемых отсеках РС МКС измеряется на рабочих местах космонавтов (рабочих зонах) в типичных условиях эксплуатации шумящего оборудования  в рамках периодического медицинского контроля за акустической обстановкой [1,3,9,13,15,18]. Целью этих измерений является гигиеническая оценка шума как вредного фактора среды обитания, оценка источников шума с последующей разработкой мероприятий по снижению шума и оценка их эффективности [4,5,8].

Акустические измерения в обитаемых отсеках РС МКС в период работы экипажей МКС55-МКС65 были выполнены в основных местах работы и отдыха экипажей и в местах расположения основного «шумящего» оборудования по двум направлениям [1,3,15,17-19]:

 - измерение уровня шума (LА) в контрольных точках (КТ) модулей РС МКС;

 - статические измерения эквивалентного уровня шума (Lэкв) за дневной и ночной периоды времени.

В настоящем докладе представлены результаты замеров уровней шума в следующих модулях: Служебный модуль (СМ),  Функционально-грузовой блок (ФГБ), Стыковочный отсек-модуль (СО1),  Малый исследовательский модуль (МИМ1), Малый исследовательский модуль (МИМ2), Пилотируемый корабль Союз 65S (место сна КЭ МКС65).

Максимальные превышения допустимых значений уровней звука, (LА), в модулях РС МКС составили:  на рабочих местах - 10,5 дБА,  в каютах  – 4,7 дБА.          

Наибольшие уровни звука отмечались на рабочих местах в СМ и МИМ1, где члены экипажа проводят максимальное время, что может оказывать влияние на процессы взаимодействия, снижая разборчивость речи, а также формировать у членов экипажей как утомление слухового анализатора, так и общее утомление, снижение работоспособности [4,5,6,7]. Уровни шума в каютах не позволяют слуховому анализатору отдохнуть за период ночного сна и способствуют усилению кумулятивного действия шума на организм в целом [4,5,7].

По результатам измерения эквивалентного уровня шума (Lэкв) за дневной и ночной периоды времени получены следующие превышения допустимых значений:

  - в районах систем жизнеобеспечения (система кондиционирования воздуха (СКВ); система очистки атмосферы (СОА) «Воздух», пылесборнков (ПС) за дневной период  на 3,9-14,6 дБА, за ночной период на 3,1-14,5 дБА;

  - на рабочих местах (центральный пост - ЦП и рабочий стол) за дневной период на 2,8 –5,9 дБА, за ночной период на  2,2 –5,6 дБА.

Из основных рабочих мест наиболее шумными по эквивалентным уровням звука, (Lэкв) как за дневной, так и за ночной период являются районы: в СМ - СОА«Воздух», в ФГБ -  ПС, центр СО1. При использовании МИМ2 и Союз 65S как спальное место, превышения эквивалентных уровней звука за ночной период значительно возрастают.

Заключение.

Таким образом, в связи с тем, что шум на станции непостоянный и кроме постоянных источников шума периодически работают дополнительные его источники, для полной характеристики акустической обстановки необходимо проведение измерений как уровней звука (LА), так и эквивалентных уровней звука (Lэкв) за разные временные периоды [1,3.4,8,12-15, 19].

На основании получаемых результатов акустических измерений планируются и проводятся технические мероприятия, направленные на снижение шума в его источнике (СОЖ, СВ и др.) путем разработки малошумных вентиляторов, сменных панелей насосов и др., своевременной их замены, а также по пути его распространения (как по конструкциям, так и по воздуху)[16,20].

    Литература:

     1. Богатова Р.И., Кутина И.В., Спиридонов С.В., Шабельников В.Г. «Гигиеническая оценка акустической обстановки жилых отсеков российского сегмента Международной космической станции в период работы первой основной экспедиции», журнал «Авиакосмическая и экологическая медицина» 2004, № 5, С.24-27.

     2.  ГОСТ Р-50804-95. Среда обитания космонавта в пилотируемом космическом аппарате. Общие медико-технические требования.

     3. Богатова Р.И., Агуреев А.Н., Волков А.А., и др. Проблема шума в пилотируемых космических аппаратах// Тезисы докладов Х1 конференции по космической биологии и авиакосмической медицине, Москва., 1998. С. 119.

     4. Суворов Г.А., Шкаринов Л.Н., Денисов Э.И. Гигиеническое нормирование производственных шумов и вибраций// М.: Медицина, 1984. С.123.

     5. Н.Ф. Измеров, Г.А.Суворов, Л.В.Прокопенко «Человек и шум»//М.,ГЭОТАР-МЕД, 2001, С.384.

     6. Мармышева Л.Н., Овакимов В.Г., Денисов Э.И., Суворов Г.А. Особенности влияния шумов  средних уровней на операторов машинной обработки информации// Гигиена труда, 1980.  №7, С.3.

     7. Андреева-Галанина Е.Ц., Алексеев С.В., Кадыскин  А.В., Суворов Г.А., Шум и шумовая болезнь.// Л., Медицина, 1972. С.302.

     8. Методические указания по проведению измерений и гигиенической оценки шумов на рабочих местах  № 1844-78 МЗ СССР, утвержденные Зам. Главного государственного санитарного врача СССР А.И. Заиченко 25 апреля 1978 г.                                                    

     9. Вилрайт Ч.Д., Ленгл Р.К., Корос А.С. Шум, вибрация, освещенность// Космическая биология и медицина. Обитаемость космических летательных аппаратов/ М.: Наука, 1994, Т.2. С. 152-185.

     10. SSP 50094

     11. SSP50260, ISS MORD (Rev.C), 61.

     12. Beranek L.L., Ver I.L., Noise and Vibration// Control Engineering Principles and   Applications/ John Weley & Sons,1992, p. 627.

     13. Goodman, J. R., International Space station Acoustics// Noise-CON 2003 Conference, June 2003

     14. Allen C.S., Goodman J.R., Preparing for Flight – The Process of Assessing the ISS Acoustic Environment// Noise-CON 2003 Conference, June 2003

     15. Goodman J. R. «Acoustics and noise control in space crew compartments»//JSC, Houston, TX 77058, NASA/SP-2015-624 .

     16. Кутина И.В., Бычков В.В., Дешевая Е.А., Шубралова Е.В. О снижении уровня шума в российском сегменте Международной космической станции.//«Авиакосмическая и экологическая медицина», Т.51, №2, М, 2017 г., с. 5-12.

     17.  Кутина И.В. Акустическая обстановка в обитаемых отсеках космических станций.//Гагаринский сборник «Материалы XLVI общественно-научных чтений, посвященных памяти Ю.А. Гагарина», ч.I, г. Гагарин, 2019, с.340-354.

     18. Кутина И.В. Уровни шума  в обитаемых отсеках международной космической станции (МКС) во время работы основных экспедиций МКС-50-МКС-60.//Гагаринский сборник «Материалы XLVII общественно-научных чтений, посвященных памяти Ю.А. Гагарина», ч.I, г. Гагарин, 2020, с.293-301.

     19. Кутина И.В., Агуреев А.Н. Доклад «Энергетические параметры шумового воздействия в обитаемых отсеках Международной космической станции».//Труды XIII Международной научно-практической конференции «Пилотируемые полеты в космос». Россия, Звездный городок, 2019, с.158.

     20. Кутина И.В. Диагностика уровней шума в обитаемых отсеках Российского сегмента (РС) международной космической станции (МКС) по  результатам акустических измерений в процессе установки средств снижения шума.//Гагаринский сборник «Материалы XLVIII общественно-научных чтений, посвященных памяти Ю.А. Гагарина», ч.I, г. Гагарин, 2022, с.223-230.

Страницы: 1



График работы
x
19 мая 2024

Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня

Полный график работы