«Особенности организации дополнительного образования аэрокосмической направленности на примере Космоцентра ЦПК имени Ю. А. Гагарина»
Тезисы доклада. Секция №2 «Музеи космонавтики: опыт, проблемы, перспективы»
Захаров О.Е., Веденина Ю.О., Маслакова Н. А., Васильева Г. А.
ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина», Звёздный городок
Сегодня мы живем в постоянно и стремительно меняющемся мире. В связи с взрывообразным развитием современных технологий, в том числе информационных, и все возрастающей потребностью производства в высокообразованном, мобильном человеческом капитале, способном продолжать свое развитие всю сознательную жизнь и обеспечивать дальнейший прогресс, совершенно очевидной становится необходимость самостоятельного образования, использующего различные технологии обучения, в том числе и мультимедийные.
Формирование специалиста, готового к современным вызовам, обеспечивает непрерывное образование, имеющее опережающий характер. Этим условиям в наибольшей степени соответствует дополнительное образование. Поэтому развитие дополнительного аэрокосмического образования детей и взрослых приобретает особое значение для совершенствования сложившейся в отрасли образовательной инфраструктуры подготовки кадров.
На сегодняшний день в России существует система дополнительного образования, обеспечивающая обучение различных категорий слушателей:
• детское дополнительное образование;
• дополнительное образование взрослых.
Кроме стандартных учреждений дополнительного образования параллельно прослеживается тенденция открытия новых типов учреждений, ориентированных на увеличение доступности такого вида образования с учётом цифровизации и мобильности обучения. Новый формат учреждений и проектов отражает политику государства по развитию системы дополнительного образования детей и молодежи и трансформирует представление о традиционной системе дополнительного образования.
Молодежный образовательный Космоцентр, открытый на базе ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» около 10 лет назад, основной целью своей деятельности полагает профориентацию детей и молодежи на работу в аэрокосмической отрасли. В мероприятиях профориентационной направленности, обзорных экскурсиях и образовательных программах за это время приняли участие более 50 тысяч человек. Космоцентр находится в постоянном развитии и расширяет формы и методы работы со слушателями.
Коллективом Космоцентра на основе имеющихся образовательных программ были разработаны новые программы дистанционного формата с учетом проектно-ориентированной деятельности слушателей. Они были успешно апробированы во время проведения программ с учащимися средней общеобразовательной школы имени В.А. Джанибекова, г. Щелково, а также с иностранными студентами из Индии, Бангладеш и Сингапура в рамках многодневной образовательной онлайн-программы, курируемой Российско-Сингапурским Деловым Советом. Проведя анализ полученного опыта, можно сделать вывод, что дистанционный формат не в полной мере обеспечивает достижение целей обучения в Космоцентре. В связи с этим дальнейшая деятельность Космоцентра видится в наращивании образовательных программ, реализуемых в смешанной форме обучения, выстраивая учебный процесс как в виртуальном пространстве, так и при личном посещении ЦПК имени Ю.А. Гагарина. Достигнув поставленной цели, Космоцентр станет современной профориентационной и образовательной базой, транслирующей уникальный опыт подготовки космонавтов и вносящей свой вклад в обеспечение отрасли молодыми и перспективными кадрами.