Юрий Гагарин
Оглавление
Календарь событий
Как добраться
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Купить билет

Юрий Гагарин (Все сообщения пользователя)

Юрий Гагарин (Все сообщения пользователя)



Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
«Особенности организации дополнительного образования аэрокосмической направленности на примере Космоцентра ЦПК имени Ю. А. Гагарина», Захаров О.Е., Веденина Ю.О., Маслакова Н. А., Васильева Г. А. ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина», Звёздный городок
 

«Особенности организации дополнительного образования аэрокосмической направленности на примере Космоцентра ЦПК имени Ю. А. Гагарина»
Тезисы доклада. Секция №2 «Музеи космонавтики: опыт, проблемы, перспективы»

Захаров О.Е., Веденина Ю.О., Маслакова Н. А., Васильева Г. А.
ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина», Звёздный городок

Сегодня мы живем в постоянно и стремительно меняющемся мире. В связи с взрывообразным развитием современных технологий, в том числе информационных, и все возрастающей потребностью производства в высокообразованном, мобильном человеческом капитале, способном продолжать свое развитие всю сознательную жизнь и обеспечивать дальнейший прогресс, совершенно очевидной становится необходимость самостоятельного образования, использующего различные технологии обучения, в том числе и мультимедийные.

Формирование специалиста, готового к современным вызовам, обеспечивает непрерывное образование, имеющее опережающий характер. Этим условиям в наибольшей степени соответствует дополнительное образование. Поэтому развитие дополнительного аэрокосмического образования детей и взрослых приобретает особое значение для совершенствования сложившейся в отрасли образовательной инфраструктуры подготовки кадров.

На сегодняшний день в России существует система дополнительного образования, обеспечивающая обучение различных категорий слушателей:

•        детское дополнительное образование;

•        дополнительное образование взрослых.

Кроме стандартных учреждений дополнительного образования параллельно прослеживается тенденция открытия новых типов учреждений, ориентированных на увеличение доступности такого вида образования с учётом цифровизации и мобильности обучения. Новый формат учреждений и проектов отражает политику государства по развитию системы дополнительного образования детей и молодежи и трансформирует представление о традиционной системе дополнительного образования.

Молодежный образовательный Космоцентр, открытый на базе ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» около 10 лет назад, основной целью своей деятельности полагает профориентацию детей и молодежи на работу в аэрокосмической отрасли. В мероприятиях профориентационной направленности, обзорных экскурсиях и образовательных программах за это время приняли участие более 50 тысяч человек. Космоцентр находится в постоянном развитии и расширяет формы и методы работы со слушателями.

Коллективом Космоцентра на основе имеющихся образовательных программ были разработаны новые программы дистанционного формата с учетом проектно-ориентированной деятельности слушателей. Они были успешно апробированы во время проведения программ с учащимися средней общеобразовательной школы имени В.А. Джанибекова, г. Щелково, а также с иностранными студентами из Индии, Бангладеш и Сингапура в рамках многодневной образовательной онлайн-программы, курируемой Российско-Сингапурским Деловым Советом. Проведя анализ полученного опыта, можно сделать вывод, что дистанционный формат не в полной мере обеспечивает достижение целей обучения в Космоцентре. В связи с этим дальнейшая деятельность Космоцентра видится в наращивании образовательных программ, реализуемых в смешанной форме обучения, выстраивая учебный процесс как в виртуальном пространстве, так и при личном посещении ЦПК имени Ю.А. Гагарина. Достигнув поставленной цели, Космоцентр станет современной профориентационной и образовательной базой, транслирующей уникальный опыт подготовки космонавтов и вносящей свой вклад в обеспечение отрасли молодыми и перспективными кадрами.

«Формы популяризации астрономии и космонавтики в г. Перми», Полищук С. В. Астроклуб «Телескоп», г. Пермь
 

«Формы популяризации астрономии и космонавтики в г. Перми»
Тезисы доклада. Секция №2 «Музеи космонавтики: опыт, проблемы, перспективы»

Полищук С. В.
Астроклуб «Телескоп», г. Пермь

Современный этап развития цивилизованных и экономически развитых стран не мыслим без развития наук о космосе и космических технологий. Многие современные естественнонаучные исследования идут на пересечении с космическими исследованиями. Космос представляет собой лабораторию, созданную естественным образом, в которой могут быть проверены многие гипотезы ученых и уточнены теории.

Возникает закономерный вопрос, каким образом должна быть устроена система образования, чтобы этот тренд развивался в нашей стране? Очевидно, что в современном школьном образовании нет системной подготовки, чтобы выявить, поддержать и дать возможность юным мальчикам и девочкам дорогу к актуальным космическим исследованиям и технологиям. Важно понимать, что курс астрономии, состоящий из 35 часов в старшей школе, не решает эту задачу, он призван завершить курс естественнонаучных дисциплин, показать их взаимосвязь и сформировать целостную картину мира на основе научных знаний. Это отмечено многими экспертами.

Эта задача падает, как и в СССР, на дополнительное образование, без особой инфраструктуры и оборудования для развития этой деятельности. Причем в основном эта задача ложится на плечи энтузиастов, которые в этом видят свою миссию. Дополнительное образование также предоставлено само себе в плане развития тех направлений творчества, которые может себе позволить учреждение. Учитывая современные тренды развития дополнительного образования, научное и технические направления оказываются не самым перспективным, за исключением, разве что робототехники. Для сравнения, в Пермском крае есть единственное учреждение, в котором есть астрономическое направление благодаря сохранившейся детской обсерватории с конца 1980-х годов. В основном сейчас популярными направлениями в дополнительном образовании являются художественное творчество, музыка, танцы, разные виды спорта, а научное направление остается, к сожалению, по остаточному принципу.

В докладе описаны формы и возможности популяризации астрономии и космонавтики, которые удалось открыть и поставить на «рельсы» за десятилетний опыт развития астрономического клуба в Перми. На популяризацию был сделан акцент в деятельности объединения, что позволило находить и мотивировать из разных образовательных и творческих «пространств» города юных любителей космоса, создавая условия для развития их образовательной траектории в астрономии и космонавтике. Акцент в популяризации сделан был также не только на детей, но на молодежь и взрослое население в том числе, так как это создает совершенно иного уровня включенность и интерес к проблемам астрономии, космической медицины и космонавтики.

«Решение проблем вынужденной цифровизации на примере опыта центра имени В. В. Терешковой», Синицын Е. Е. ГАУКЯО «Культурно-просветительский Центр им. В. В. Терешковой
 

«Решение проблем вынужденной цифровизации на примере опыта центра имени В. В. Терешковой»
Тезисы доклада. Секция №2 «Музеи космонавтики: опыт, проблемы, перспективы»

Синицын Е. Е.
ГАУКЯО «Культурно-просветительский Центр им. В. В. Терешковой                    

Для современного общества характерен процесс цифровизации всех форм социальных взаимодействий. В этом контексте возрастает необходимость трансформации привычных моделей работы учреждений культуры, поскольку их целевая аудитория активно пользуется цифровыми технологиями. К тому же, в период пандемии многие учреждения культуры вынуждены были на длительный срок закрыть двери физическим посетителям и сосредоточиться на посетителях виртуальных. Не секрет, что многих эта ситуация застала врасплох

Проблема данного доклада обусловлена объективно существующим противоречием между необходимостью совершенствования взаимодействия учреждения культуры с целевой аудиторией в условиях современной цифровой среды, с одной стороны, и недостаточным использованием потенциала современных практик социально-культурной деятельности при решении этой важной социальной задачи, с другой. Наша цель в этом докладе - поделиться субъективным опытом работы Центра им. Терешковой по решению этой проблемы, обострённой условиями "коронавирусной" эпохи.

В первую очередь, хотелось бы очертить общий крут проблем, который переход на удалённую, а затем и просто ограниченную работу за собой повлёк. Учреждения культуры, и наш Центр не исключение, лишились связи с целевой аудиторией, лишились возможности проводить привычные и новые мероприятия, рисковали попросту выпасть из информационного пространства своих городов. И нам, и нашим коллегами пришлось резко переключать свой фокус на работе в виртуальной социальной среде. Оказалось, что не везде есть элементарные технические возможности для внезапного перехода, где-то сотрудники оказались методически не подготовлены к новым видам взаимодействий.

Центр им. Терешковой уже имел серьёзный опыт работы по требуемым направлениям, но даже для нас объёмы предстоящей работы оказались поначалу весьма ошеломляющими. Тем не менее, благодаря нескольким удачным решениям со стороны руководства и сотрудников к концу 2020 года Центр им. Терешковой вышел на первое место в Ярославской области по работе в цифровой среде. По итогам 2021 года Центр остаётся в пятёрке лучших учреждений культуры региона по этим направлениям. Так что мы считаем, что опыт Центра - и удачный, и неудачный, стоить проанализировать, а результаты анализа представить в докладе.

«Интерпретация культурного наследия семьи Ю. А. Гагарина в музейной практике», Серова Е.В. ФГБУК «Музей-заповедник Ю. А. Гагарина»
 

«Интерпретация культурного наследия семьи Ю. А. Гагарина в музейной практике»
Тезисы доклада. Секция №2 «Музеи космонавтики: опыт, проблемы, перспективы»

Серова Е.В.
ФГБУК «Музей-заповедник Ю. А. Гагарина»      

В ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина» хранятся уникальные предметы, позволяющие познакомиться с семейным укладом семьи, воспитавшей героя советской эпохи. Культурное наследие семьи Юрия Алексеевича Гагарина является важной составляющей нематериального культурного наследия всей нашей страны.

Семейное культурное наследие – это воспроизводство коллективных и трансляция индивидуальных характеристик, личностных качеств, формировавшихся на протяжении поколений.

В практике музеологии выделяют институциональную интерпретацию и проектную интерпретацию.

Институциональная интерпретации представлена следующими материальными объектами культурного наследия семьи Гагариных: Дом-музей семьи Гагариных, Дом-музей школьных лет Ю. А. Гагарина, Дом-музей родителей Ю.А. Гагарина, Дом космонавтов.

В рамках культурно-образовательной деятельности институциональная интерпретация осуществляется в форме следующих занятий и музейных уроков: занятие «Слово о Матери», музейный урок «Отец космонавта №1», занятие «Трудовые традиции в семье Гагариных»,

Проектная интерпретация представлена следующими материальными объектами культурного наследия семьи Гагариных: выставка «Новый год в семье Гагариных», интерактивная экспозиция «Батюшка Лён».

В рамках культурно-образовательной деятельности проектная интерпретация осуществляется в форме мероприятий «Праздник Гагаринского сада» и интерактивного занятия «Гагаринская ёлка».

Интерпретация культурного наследия осуществляется также через публикации. Сотрудник музея Т. В. Игорева написала книгу «Там, где небо сходится с Землёй», в которой освещена не только история малой родины первого космонавта, но и бытовой уклад семьи Гагариных.

Для раскрытия культурологического потенциала наследия семьи Гариных необходима дальнейшая работа над бытовыми и праздничными сюжетами, образом семьи первого космонавта. Последующее развитие и расширение этого направления имеет большую значимость в экспозиционной работе и разработке современных образовательных программ для детей и юношества.

«Один из… Выставочный проект «Великолепная двадцатка», Лебедева М. А. ФГБУК «Музей-заповедник Ю. А. Гагарина»
 

«Один из… Выставочный проект «Великолепная двадцатка»
Тезисы доклада. Секция №2 «Музеи космонавтики: опыт, проблемы, перспективы»

Лебедева М. А.
ФГБУК «Музей- заповедник Ю. А. Гагарина»

В течение 2021 года Музей Ю.А. Гагарина работал над реализацией выставочного мультимедийного проекта «Великолепная двадцатка», получившего логическое завершение, порадовав всех гагаринцев и гостей нашего города новой выставкой – «Выбор». В её основу легли воспоминания, интервью, фото и кинодокументы, которыми располагают фонды Музея Ю.А. Гагарина, а также материалы, любезно предоставленные членами семей «звёздного» отряда. Благодаря информационному контенту, представляющему собой универсальный ресурс, стало возможным познакомиться с уникальной информацией о подготовке к полёту каждого из членов двадцатки. Не всем из них довелось выйти на свои орбиты, но каждый занял своё место в истории отечественной космонавтики.

Доклад посвящён одному из них – Анатолию Карташову. Нелепая случайность выбила его из «первой обоймы» – «перегрузился» на центрифуге. Будучи зачисленным на должность слушателя-космонавта ЦПК последним, он покинул отряд в числе первых. Для каждого из «великолепной двадцатки» выход на орбиту был долгожданным шагом в достижении их главной мечты. Нагрузки были запредельные, а перспективы призрачные.

Доклад выстроен на основе дневниковых записей, сделанных Карташовым во время своей десятидневной сурдокамерной изоляции. В докладе впервые цитируются фрагменты из дневника человека, который вполне мог бы стать одним из первых советских космонавтов.

«Архив Т. В. Апенченко – ценный источник по истории отечественной космонавтики начального периода», Гусев К. А., Костина Ю. В., Родзевич Н.Б. Мемориальный музей космонавтики (Москва)
 

«Архив Т. В. Апенченко – ценный источник по истории отечественной космонавтики начального периода»
Тезисы доклада. Секция №2 «Музеи космонавтики: опыт, проблемы, перспективы»

Гусев К. А., Костина Ю. В., Родзевич Н.Б.
Мемориальный музей космонавтики (Москва)

Тамара Владимировна Апенченко (1930-1990), работая в 1960-е годы в в/ч 26266 (ныне Центр подготовки космонавтов) и ОКБ № 1 (ныне РКК «Энергия»), была   свидетелем зарождения отечественной космонавтики. Она стала автором первых публикаций о космонавтах и о С. П. Королёве. В фонды Мемориального музея космонавтики в 2021 году поступили материалы из её личного архива (более 900 листов), которые могут оказаться ценным источником для изучения истории начального периода отечественной космонавтики. Некоторые материалы говорят об истории космической отрасли, есть черновики книги о подготовке отряда космонавтов и т. д. Сопоставление архивных материалов с опубликованными работами может дать интересные результаты.

Особенности кишечной микрофлоры крыс при использовании лактоферрина в качестве пищевой добавки, Васильева Елена Александровна, младший научный сотрудник, Ильин Вячеслав Константинович, д.м.н., профессор, заведующий отделом, Комиссарова Дарья Валерьевна, к.б.н., заместитель заведующего лабораторией, старший научный сотрудник, Усанова Нонна Альбертов
 
Особенности кишечной микрофлоры крыс при использовании лактоферрина в качестве пищевой добавки
Тезисы доклада. Секция №2 «Профессия − космонавт»

Васильева Елена Александровна, младший научный сотрудник,
Ильин Вячеслав Константинович, д.м.н., профессор, заведующий отделом,
Комиссарова Дарья Валерьевна, к.б.н., заместитель заведующего лабораторией,  старший научный сотрудник,
Усанова Нонна Альбертовна, старший научный сотрудник

Тезисы выступления:

Для изучения влияния отдельных факторов космического полёта на системы организма наиболее удобными являются модельные эксперименты с животными, в частности, грызунами, при этом чаще всего используют лабораторную модель антиортостатического вывешивания. В данной работе представлены результаты эксперимента по изучению влияния приёма лактоферрина как пищевой добавки на состояние микрофлоры крыс, находившихся в течение 21 дня в безопорном состоянии. Всего проанализированы данные кишечной микрофлоры 24 животных, при этом 8 крыс принимали лактоферрин (4 крысы из них оставались на период реабилитации после 21-суточного вывешивания), 8 животных принимали плацебо (4 из них также имели период реабилитации после вывешивания) и 8 животных были контрольной группой и не вывешивались, при этом 4 крысы из этой группы принимали лактоферрин. Из образцов фекалий был приготовлен ряд десятикратных разведений в стерильном физиологическом растворе от 10-1 до 10-9, и 100 мкл инокулята высевали в чашки Петри с агаризованными питательными средами. Для статистической обработки данныx был использован дисперсионный анализ для малых выборок, а также дискриминантный анализ. Рисунки строились с помощью пакета программ для статистической обработки данных Minitab, а также программы STATISTICA 12. Также для оценки данных был использован эубиотический индекс, который представляет собой отношение положительных изменений в микрофлоре (например, увеличение протективных видов, снижение условно-патогенных микроорганизмов) к количеству отрицательных.

В результате анализа данных было выявлено, что количество условно-патогенных микроорганизмов (УПМ) в группе с лактоферрином на выxоде и по окончанию периода реабилитации было меньше, чем в группе без лактоферрина. Наибольшее различие между группами по УПМ отмечено после периода реабилитации, в то время как после трёxнедельного вывешивания различие между группами было менее выражено. Статистически достоверные различия были выявлены по 5 микроорганизмам (E. coli, Enterobacteriaceae, Streptococcus, S. aureus, S. epidermidis) как в группаx с реабилитацией, так и в группаx без реабилитации. Полученные данные подтверждаются вычисленным эубиотическим индексом, который в группе с лактоферрином и реабилитацией повышался к концу эксперимента, в то время как в группе без лактоферрина и с реабилитацией практически не изменялся. При этом по окончании вывешивания различия в группах, принимавших и не принимавших лактоферрин были незначительны.

«Эквивалентные уровни звука в обитаемых отсеках Российского сегмента (РС) международной космической станции (МКС) по результатам акустических измерений в период работы МКС55 - МКС65», Кутина Ирина Владиславовна, ведущий специалист, ГНЦ РФ – ИМБП РАН, г. Москва
 
«Эквивалентные уровни звука в обитаемых отсеках Российского сегмента (РС) международной космической станции (МКС) по  результатам акустических измерений в период работы МКС55 - МКС65»
Тезисы доклада. Секция №2 «Профессия − космонавт»

Кутина Ирина Владиславовна, ведущий специалист, ГНЦ РФ – ИМБП РАН, г. Москва

Акустическое воздействие в космических полетах связано с круглосуточным пребыванием человека в течение длительного времени в гермообъекте в условиях невесомости [1,3,9,13,16-19], что и обусловливает ряд его особенностей, основными из которых являются: непостоянный характер шумов, а также множественность источников звуковой энергии (СЖО, система вентиляции, экспериментальное оборудование, переговорные устройства, аварийная сигнализация и др.).

Актуальность проблемы контроля наиболее информативных показателей акустической обстановки [4,5,8,12,13,15,19] в условиях космических полетов состоит в обеспечении приемлемых акустических условий в обитаемых отсеках пилотируемых космических аппаратов (ПКА)[2,10].

При установлении допустимых эквивалентных уровней  шума (Lэкв) для экипажей МКС за определенные периоды времени (работа, отдых) [2,3,4,5,8,10] исходили из принципа обеспечения безопасных условий труда и сохранения высокой работоспособности. В соответствии с режимом труда и отдыха космонавтов принято выделять следующие периоды: дневной период  - работа (16 часов), ночной период  - сон (8 часов). Исходя из существующей нормативной документации, регламентирующей оптимальные уровни звука на рабочих местах для разных категорий тяжести и напряженности труда [3,4,8], были разработаны нормативы для российского сегмента МКС, нашедшие отражение в следующих документах: ГОСТ Р 50804-95 [2], SSP 50260 [11], SSP 50094 [10] (объединенный документ НАСА/РКА по спецификациям и стандартам по акустике). Допустимые эквивалентные уровни звука (Lэкв) для выделенных периодов составляют для периода работы - 60 дБА, для периода сна - 50 дБА.

В динамике полета шум в обитаемых отсеках РС МКС измеряется на рабочих местах космонавтов (рабочих зонах) в типичных условиях эксплуатации шумящего оборудования  в рамках периодического медицинского контроля за акустической обстановкой [1,3,9,13,15,18]. Целью этих измерений является гигиеническая оценка шума как вредного фактора среды обитания, оценка источников шума с последующей разработкой мероприятий по снижению шума и оценка их эффективности [4,5,8].

Акустические измерения в обитаемых отсеках РС МКС в период работы экипажей МКС55-МКС65 были выполнены в основных местах работы и отдыха экипажей и в местах расположения основного «шумящего» оборудования по двум направлениям [1,3,15,17-19]:

 - измерение уровня шума (LА) в контрольных точках (КТ) модулей РС МКС;

 - статические измерения эквивалентного уровня шума (Lэкв) за дневной и ночной периоды времени.

В настоящем докладе представлены результаты замеров уровней шума в следующих модулях: Служебный модуль (СМ),  Функционально-грузовой блок (ФГБ), Стыковочный отсек-модуль (СО1),  Малый исследовательский модуль (МИМ1), Малый исследовательский модуль (МИМ2), Пилотируемый корабль Союз 65S (место сна КЭ МКС65).

Максимальные превышения допустимых значений уровней звука, (LА), в модулях РС МКС составили:  на рабочих местах - 10,5 дБА,  в каютах  – 4,7 дБА.          

Наибольшие уровни звука отмечались на рабочих местах в СМ и МИМ1, где члены экипажа проводят максимальное время, что может оказывать влияние на процессы взаимодействия, снижая разборчивость речи, а также формировать у членов экипажей как утомление слухового анализатора, так и общее утомление, снижение работоспособности [4,5,6,7]. Уровни шума в каютах не позволяют слуховому анализатору отдохнуть за период ночного сна и способствуют усилению кумулятивного действия шума на организм в целом [4,5,7].

По результатам измерения эквивалентного уровня шума (Lэкв) за дневной и ночной периоды времени получены следующие превышения допустимых значений:

  - в районах систем жизнеобеспечения (система кондиционирования воздуха (СКВ); система очистки атмосферы (СОА) «Воздух», пылесборнков (ПС) за дневной период  на 3,9-14,6 дБА, за ночной период на 3,1-14,5 дБА;

  - на рабочих местах (центральный пост - ЦП и рабочий стол) за дневной период на 2,8 –5,9 дБА, за ночной период на  2,2 –5,6 дБА.

Из основных рабочих мест наиболее шумными по эквивалентным уровням звука, (Lэкв) как за дневной, так и за ночной период являются районы: в СМ - СОА«Воздух», в ФГБ -  ПС, центр СО1. При использовании МИМ2 и Союз 65S как спальное место, превышения эквивалентных уровней звука за ночной период значительно возрастают.

Заключение.

Таким образом, в связи с тем, что шум на станции непостоянный и кроме постоянных источников шума периодически работают дополнительные его источники, для полной характеристики акустической обстановки необходимо проведение измерений как уровней звука (LА), так и эквивалентных уровней звука (Lэкв) за разные временные периоды [1,3.4,8,12-15, 19].

На основании получаемых результатов акустических измерений планируются и проводятся технические мероприятия, направленные на снижение шума в его источнике (СОЖ, СВ и др.) путем разработки малошумных вентиляторов, сменных панелей насосов и др., своевременной их замены, а также по пути его распространения (как по конструкциям, так и по воздуху)[16,20].

    Литература:

     1. Богатова Р.И., Кутина И.В., Спиридонов С.В., Шабельников В.Г. «Гигиеническая оценка акустической обстановки жилых отсеков российского сегмента Международной космической станции в период работы первой основной экспедиции», журнал «Авиакосмическая и экологическая медицина» 2004, № 5, С.24-27.

     2.  ГОСТ Р-50804-95. Среда обитания космонавта в пилотируемом космическом аппарате. Общие медико-технические требования.

     3. Богатова Р.И., Агуреев А.Н., Волков А.А., и др. Проблема шума в пилотируемых космических аппаратах// Тезисы докладов Х1 конференции по космической биологии и авиакосмической медицине, Москва., 1998. С. 119.

     4. Суворов Г.А., Шкаринов Л.Н., Денисов Э.И. Гигиеническое нормирование производственных шумов и вибраций// М.: Медицина, 1984. С.123.

     5. Н.Ф. Измеров, Г.А.Суворов, Л.В.Прокопенко «Человек и шум»//М.,ГЭОТАР-МЕД, 2001, С.384.

     6. Мармышева Л.Н., Овакимов В.Г., Денисов Э.И., Суворов Г.А. Особенности влияния шумов  средних уровней на операторов машинной обработки информации// Гигиена труда, 1980.  №7, С.3.

     7. Андреева-Галанина Е.Ц., Алексеев С.В., Кадыскин  А.В., Суворов Г.А., Шум и шумовая болезнь.// Л., Медицина, 1972. С.302.

     8. Методические указания по проведению измерений и гигиенической оценки шумов на рабочих местах  № 1844-78 МЗ СССР, утвержденные Зам. Главного государственного санитарного врача СССР А.И. Заиченко 25 апреля 1978 г.                                                    

     9. Вилрайт Ч.Д., Ленгл Р.К., Корос А.С. Шум, вибрация, освещенность// Космическая биология и медицина. Обитаемость космических летательных аппаратов/ М.: Наука, 1994, Т.2. С. 152-185.

     10. SSP 50094

     11. SSP50260, ISS MORD (Rev.C), 61.

     12. Beranek L.L., Ver I.L., Noise and Vibration// Control Engineering Principles and   Applications/ John Weley & Sons,1992, p. 627.

     13. Goodman, J. R., International Space station Acoustics// Noise-CON 2003 Conference, June 2003

     14. Allen C.S., Goodman J.R., Preparing for Flight – The Process of Assessing the ISS Acoustic Environment// Noise-CON 2003 Conference, June 2003

     15. Goodman J. R. «Acoustics and noise control in space crew compartments»//JSC, Houston, TX 77058, NASA/SP-2015-624 .

     16. Кутина И.В., Бычков В.В., Дешевая Е.А., Шубралова Е.В. О снижении уровня шума в российском сегменте Международной космической станции.//«Авиакосмическая и экологическая медицина», Т.51, №2, М, 2017 г., с. 5-12.

     17.  Кутина И.В. Акустическая обстановка в обитаемых отсеках космических станций.//Гагаринский сборник «Материалы XLVI общественно-научных чтений, посвященных памяти Ю.А. Гагарина», ч.I, г. Гагарин, 2019, с.340-354.

     18. Кутина И.В. Уровни шума  в обитаемых отсеках международной космической станции (МКС) во время работы основных экспедиций МКС-50-МКС-60.//Гагаринский сборник «Материалы XLVII общественно-научных чтений, посвященных памяти Ю.А. Гагарина», ч.I, г. Гагарин, 2020, с.293-301.

     19. Кутина И.В., Агуреев А.Н. Доклад «Энергетические параметры шумового воздействия в обитаемых отсеках Международной космической станции».//Труды XIII Международной научно-практической конференции «Пилотируемые полеты в космос». Россия, Звездный городок, 2019, с.158.

     20. Кутина И.В. Диагностика уровней шума в обитаемых отсеках Российского сегмента (РС) международной космической станции (МКС) по  результатам акустических измерений в процессе установки средств снижения шума.//Гагаринский сборник «Материалы XLVIII общественно-научных чтений, посвященных памяти Ю.А. Гагарина», ч.I, г. Гагарин, 2022, с.223-230.

Справочник докладчика, Книги о Юрии Гагарине
 
ПЕРЕЧЕНЬ КНИГ О Ю. А. ГАГАРИНЕ

1. Толкалин Л. Н. «Юрий Гагарин — наш одноклассник. О серьёзном и смешном». Тула: Гриф и К, 2011. — 316 с.
2. Обухова Л. А. «Любимец века (Гагарин)». М., «Молодая гвардия», 1972 г. — 192 с.
3. Гагарина А. Т. «Память сердца». М.: АПН, 1985 г. — 224 с. (Воспоминания А. Т. Гагариной, записанные с её слов Татьяной Копыловой)
4. Хайрюзов В. Н. «Юрий Гагарин. Колумб Вселенной». М.: Вече, 2011 г. — 368 с.
5. Казаков С. Д. «Минуты встреч неповторимых». М.: Сов. Россия, 1986 г. — 128 с.
6. Борзенко С. А. и Денисов Н. Н. «Первый космонавт». М: Политиздат, 1969 г. — 142 с.
7. Голованов Я. К. «Космонавт №1». М.: «Известия», 1986 г. — 80 с.
8. Рузанова Н. В. «Юность космонавта: Очерки». М.: ДОСААФ, 1986 г. — 64 с.
9. Столярж Б. Л. «Знаете, каким он парнем был…». М.: Физкультура и спорт, 1985 г. — 144 с.
10. В. Ф. Быковский, Б. В. Волынов, Г. И. Воробьёв, А. Н. Егоров, А. П. Майборода, В. В. Терешкова, под общей редакцией П. И. Климука. «Слово о Гагарине». М.: Издательство «Кладезь-Букс», 2001 г. — 38 с.
11. Мозгунова Г. Н., Виноградова О. В., Хорева И. Г. «Сын земли Смоленской». Смоленск: Маджента, 2004 г. — 80 с.
12. Гагарина В. И. «Каждый год 12 апреля». М.: Сов. Россия, 1984 г. — 96 с. (Лит. запись М. Реброва)
13. Т. Копылова, Г. Юркина. «Пионер из пионеров». М.: «Молодая гвардия», 1962 г. 14. Ефимов П. И. (сост.) «Сын Земли». Приволжское книжное издательство, 1985 г. — 184 с.
15. С. Гарбузов, В. Гольцев «Советский человек в космосе». М: «Известия», 1961 г. — 160 с.
16. Каманин Н. П. «Первый гражданин Вселенной». М.: «Молодая гвардия», 1962 г. — 160 с.
17. Винокуров А. Д., Зельвенский Ю. Д. «Первый космонавт — воспитанник аэроклуба». М.: Издательство «ДОСААФ», 1962 г., 96 с.
18. Гагарин В. А. «Мой брат Юрий» (лит. запись В. Сафонова). М.: «Московский рабочий», 1972 г. — 288 с.
19. Степанов В. А. «Юрий Гагарин» (на молдавском языке). Кишинэу/ Трад. дин л. русэ де Ал. Алич. — Картя Молдовеняскэ, 1989 г. — 396 с.
20. Первушин А. И. «Юрий Гагарин. Космонавт №1». М.: Алгоритм, 2013 г. — 320 с.
21. Обухова Л. А. «Вначале была Земля. Повесть воспоминание о Юрии Гагарине». М.: «Современник», 1973 г. — 269 с.
22. Обухова Л. А. «Звёздный сын Земли. Повесть». М.: «Дет. лит.», 1974 г. — 64 с.
23. Зверев Ю., Оксюта Г. «Юрий Гагарин на земле Саратовской». Саратов: Приволжское книжное издательство, 1972 г. — 136 с.
24. Казаков С. (сост.) «Недаром был любим». Смоленск: Моск. рабочий. Смоленское отделение, 1991 г. — 160 с.
25. Митрошенков В. А., Цымбал Н. А. (сост.). «Первый космонавт планеты Земля». М.: «Сов. Россия», 1981 г. — 304 с.
26. Денисов Н. Н. «Хорошо, хорошо, Гагарин!». М.: Издательство «Московский рабочий», 1963 г. — 312 с.
27. Гагарина А. Т. «Слово о сыне» — М.: Молодая гвардия, 1983 г. — 159 с. (Воспоминания А. Т. Гагариной, записанные с её слов Татьяной Копыловой)
28. Гагарин Ю. А. «Вижу Землю». Документальный рассказ. Сост. Ю. Докучаев. М.: АПН «Дет. лит.», 1976 г. — 64 с.
29. Нагибин Ю. М. «Рассказы о Гагарине». М.: «Дет. лит.», 1979 г. — 96 с.
30. Докучаев Ю. А. «Урок Гагарина». М.: «Дет. лит.», 1985 г. — 144 с.

Ю. А. Гагарин - потомок Смоленских крестьян
Довоенное детство

Война
Встреча с летчиками
Оккупация
Освобождение
Переезд в Гжатск

— И. Казакова, М. Капустина, К. Моисеева, «Родом из детства». 50-летию полета Ю. А. Гагарина посвящается. Калуга 2010 год
— Гагарин Ю. А. «Вижу Землю». Документальный рассказ. Сост. Ю. Докучаев. М.: АПН «Дет. лит.», 1976 г. — 64 с.
— Нагибин Ю. М. «Рассказы о Гагарине». М.: «Дет. лит.», 1979 г. — 96 с.
— Докучаев Ю. А. «Урок Гагарина». М.: «Дет. лит.», 1985 г. — 144 с.
— Толкалин Л. Н. «Юрий Гагарин — наш одноклассник. О серьёзном и смешном». Тула: Гриф и К, 2011. — 316 с.
— Обухова Л. А. «Любимец века (Гагарин)». М., «Молодая гвардия», 1972 г. — 192 с.
— Т. Копылова, Г. Юркина. «Пионер из пионеров». М.: «Молодая гвардия», 1962 г. 80 с.
— Нагибин Ю. М. «Рассказы о Гагарине». М.: Дет. лит., 1978 г. — 96 с.
— Обухова Л. А. «Звёздный сын Земли. Повесть». М.: «Дет. лит.», 1974 г. — 64 с.
— Т. В. Игорева «Там, где небо сходится с землей» (Родному селу Ю. А. Гагарина посвящается) г. Гагарин, СОГУК «Музей Ю. А. Гагарина, 2011 год

Гжатский период
Люберцы

Саратов
Оренбург

— Винокуров А. Д., Зельвенский Ю. Д. «Первый космонавт — воспитанник аэроклуба». М.: Издательство «ДОСААФ», 1962 г., 96 с.
— Зверев Ю., Оксюта Г. «Юрий Гагарин на земле Саратовской». Саратов: Приволжское книжное издательство, 1972 г. — 136 с.
— Ефимов П. И. (сост.) «Сын Земли». Приволжское книжное издательство, 1985 г. — 184 с.
— Рузанова Н. В. «Юность космонавта: Очерки». М.: ДОСААФ, 1986 г. — 64 с.

Заполярье
Подготовка к полету

— Н. П. Каманин «Путь в космос начинается с зарядки», М., Издательство «Физкультура и спорт», 1975 год
— В. Вильямский «Юрий Гагарин в Заполярье» Ростов -на -Дону, ЗАО «Книга» 2015 год

Полет
Отклики на полет: Гжатск, страна, мир

Зарубежные поездки

— Е. Рябчиков «Пилот звездного корабля» М., Изд-во детской литературы, 1961 год
— С. Гарбузов, В. Гольцев «Советский человек в космосе». М: «Известия», 1961 г. — 160 с.
— Каманин Н. П. «Первый гражданин Вселенной». М.: «Молодая гвардия», 1962 г. — 160 с.
— Денисов Н. Н. «Хорошо, хорошо, Гагарин!». М.: Издательство «Московский рабочий», 1963 г. — 312 с.
— А. Первушин «108 минут, изменившие мир». Вся правда о полете Ю. Гагарина, М., ЭКСМО, 2011 год
— Хайрюзов В. Н. «Юрий Гагарин. Колумб Вселенной». М.: Вече, 2011 г. — 368 с.
— Казаков С. Д. «Минуты встреч неповторимых». М.: Сов. Россия, 1986 г. — 128 с.
— Голованов Я. К. «Космонавт №1». М.: «Известия», 1986 г. — 80 с.
— В. Ф. Быковский, Б. В. Волынов, Г. И. Воробьёв, А. Н. Егоров, А. П. Майборода, В. В. Терешкова, под общей редакцией П. И. Климука. «Слово о Гагарине». М.: Издательство «Кладезь-Букс», 2001 г. — 38 с.
— Гагарина В. И. «Каждый год 12 апреля». М.: Сов. Россия, 1984 г. — 96 с. (Лит. запись М. Реброва)

Служба Ю. А. Гагарина
Друзья

Общественная деятельность

— Столярж Б. Л. «Знаете, каким он парнем был…». М.: Физкультура и спорт, 1985 г. — 144 с.
— Ю. Гагарин «Есть пламя!» Статьи, речи, письма, интервью. М, Издательство «Молодая гвардия», 1971 год
— Ю. Гагарин, В. Лебедев «Психология и космос», М, Издательство «Молодая гвардия», 1976 год

Гибель Ю. А. Гагарина
Увековечивание памяти

Гагаринские чтения

— Столярж Б. Л. «Знаете, каким он парнем был…». М.: Физкультура и спорт, 1985 г. — 144 с.
— Ю. Гагарин «Есть пламя!» Статьи, речи, письма, интервью. М, Издательство «Молодая гвардия», 1971 год
— Ю. Гагарин, В. Лебедев «Психология и космос», М, Издательство «Молодая гвардия», 1976 год

Жизненный путь Юрия Гагарина на страницах книг

— Первушин А. И. «Юрий Гагарин. Космонавт №1». М.: Алгоритм, 2013 г. — 320 с.
— Обухова Л. А. «Вначале была Земля. Повесть воспоминание о Юрии Гагарине». М.: «Современник», 1973 г. — 269 с.
— Гагарин В. А. «Мой брат Юрий» (лит. запись В. Сафонова). М.: «Московский рабочий», 1972 г. — 288 с.
— Казаков С. (сост.) «Недаром был любим». Смоленск: Моск. рабочий. Смоленское отделение, 1991 г. — 160 с.
— Гагарина А. Т. «Слово о сыне» — М.: Молодая гвардия, 1983 г. — 159 с. (Воспоминания А. Т. Гагариной, записанные с её слов Татьяной Копыловой)
— Ильин М. И. (редактор) «Он был первым: Записки, публицистические заметки, воспоминания». — М.: Воениздат, 1984. — 431 с. (В сборник вошли книга Ю. А. Гагарина «Дорога в космос», воспоминания В. И. Гагариной «108 минут и вся жизнь», записки испытателя Героя Социалистического труда, заслуженного деятеля науки и техники Казахской ССР А. Кириллова, публицистические заметки, письма, документы).
— Степанов В. «Юрий Гагарин» М., Издательство «Молодая гвардия» 1987 год
— Митрошенков В. «Сын Земли» (сборник) М., Издат-во «Советский писатель» 1983 год
— Гагарина А. Т. «Память сердца». М.: АПН, 1985 г. — 224 с. (Воспоминания А. Т. Гагариной, записанные с её слов Татьяной Копыловой)
— Данилкин Л. «Юрий Гагарин» ЖЗЛ, М., Издат-во «Молодая гвардия», 2011 год
— Дихтярь А. Б. «Жизнь — прекрасное мгновенье. Докум. композиция. Посвящается памяти Ю. А. Гагарина». М., «Молодая гвардия», 1974 г. — 320 с.
— Куденко О. И. «Орбита жизни». М.: «Московский рабочий», 1971 г. — 400 с.
— Митрошенков В. А. «Земля под небом» (хроника жизни Юрия Гагарина) М., Издат-во «Советская Россия», 1987 год
— Россошанский В. И. «Феномен Гагарина», Саратов, Издат-во «Летопись», 2001 год
— Митрошенков В. А, Цымбал Н. А. «Первый космонавт планеты Земля», М., Издат-во «Советская Россия», 1981 год
— Гагарин Ю. А. «Дорога в космос», М., Издат-во «Детская литература», 1963 год.
— Гагарина В. И. «108 минут и вся жизнь». М.: Мол. гвардия, 1986 г. — 160с.
— Гагарина А. Т. «Слово о сыне», М., Издат-во «Молодая гвардия» 1983 год
— Фотоальбом «Юрий Гагарин», М., Издат-во «Планета» 1986 год
— Голованов Я. «Наш Гагарин», М., Издат-во «Прогресс» 1978 год
— Кононов В. А «Смолянин», Фотоальбом. Смоленск, Издат-во «Свиток» 2010 год
— Герасимова М. И., Иванов А. Г. «Звездный путь», М., Издат-во «Политическая литература», 1986 год
— «Человек. Корабль. Космос». Сборник документов к 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина, М., Издат-во «Новый хронограф» 2011 год
— «Первый в космосе», хроникально-документальный сборник, СОГУК «Музей Ю. А. Гагарина» 2011 год.

Книги, написанные Ю. А. Гагариным

1. «Дорога в космос»
Издат-во «Правда», 1961 г.

2. «Психология и космос» (соавтор В. Лебедев)
Издат-во «Молодая гвардия», 1976 г.

3. «Вижу землю»
Издат-во «Детская литература», М.,1976 г.

4. «Есть пламя»
Издат-во «Молодая гвардия», 1971 г.

Подготовка слушателей-космонавтов к космическому полету, Дворников М.В. Научно-исследовательский испытательный центр (авиационно-космической медицины и военной эргономики) Центрального научно-исследовательского института Военно-воздушных сил (Минобороны России)
 

ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ-КОСМОНАВТОВ К КОСМИЧЕСКОМУ ПОЛЁТУ
Тезисы доклада. Секция №1 «История пилотируемой космонавтики и ракетно-космической техники»

Дворников М.В. ­Научно-исследовательский испытательный центр (авиационно-космической медицины и военной эргономики) Центрального научно-исследовательского института Военно-воздушных сил (Минобороны России)

Доклад посвящен рассмотрению проблем медико-психологической подготовки первых пилотируемых космических полетов с учетом опубликованных новых материалов Российского архива научно-технической документации. Излагаются основные события и мероприятия по организации отбора кандидатов в космонавты и их обследования в Научно-исследовательском авиационном госпитале. Отмечаются новые факты, данные и документы об организации теоретической и практической подготовки слушателей-космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС. Приводятся результаты исследований, испытаний и тренировки специальной группы из шести слушателей-космонавтов к выполнению первого пилотируемого космического полета. Отмечаются особенности проведения клинико-физиологического обследования слушателей-космонавтов и оценки их готовности к полету. Показывается роль сотрудников Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины в разработке методологии и организации испытаний и тренировки слушателей-космонавтов к полету. Формулируются заключительные положения и выводы о становлении и функционировании системы медико-психологической подготовки первых пилотируемых космических полетов.

Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.



График работы
x
16 мая 2024

Кассы прекращают свою работу за 30 минут до окончания рабочего дня

Полный график работы